24-10-98
Когда я готовила репортаж о применении виртуального сканера, который не так давно появился в Центре диагностики и реабилитации страховой компании "Равис-Меск", захотелось узнать о его влиянии на человеческий мозг. Так состоялся этот разговор с заведующим кафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования А.А. Глинкиным.
- Человеческий мозг - своего рода компьютер, - говорит Анатолий Андреевич. - Принимает, обрабатывает и определенным образом хранит информацию. Использует ее, чтобы изменить окружающий мир и свое внутреннее состояние. Допустим, наступает ночь - мы в объятиях Морфея. Когда мы голодны, вырабатывается соляная кислота и прочие ферменты. То есть ежесекундно информация управляет нашим телом. Ну и, наверное, душой. Можно перефразировать известное изречение так: "Скажи, какую информацию ты получаешь, и я скажу, кто ты".
Программа виртуального сканера направлена на исправление мозговой информации. Человек надевает шлем с наушниками и окулярами. Чувственная информация от реального мира к нему не поступает. А это оптимальнейшее условие для того, чтобы войти в транс. Собственно, это нормальное физиологическое состояние, выработанное эволюцией. Люди постоянно испытывают его. Если сознание чего-то не хочет принимать, оно защитится трансом.
Человек руководствуется двумя принципами: удовольствия и реальности. Первым - в основном дети. По мере взросления начинает доминировать второй. Но реальность неудобоварима. Для баланса человеку требуются удовольствия. Из-за их нехватки возможны телесные расстройства: язвенная болезнь, бронхиальная астма, артриты, кожные заболевания, психосоматические нарушения.
- Вы тридцать с лишним лет занимаетесь психотерапевтической практикой. Как изменились ваши пациенты?
- Произошли изменения в диагнозах. Особенно это касается наркомании. Когда-то этой болезни были подвержены представители определенных социальных слоев. А теперь! Наркоманов море... Что касается других заболеваний, скажем неврозов, некоторые специалисты говорят, что социальные условия повлияли на их увеличение. В принципе в некоторых случаях трудности даже способствуют излечению. Пример - годы блокады в Ленинграде. По описаниям, там напрочь пропали все неврозы. Пропали гипертоническая болезнь, язвенная болезнь. И это при их-то недоедании! А потому что люди вынуждены были бороться за свое выживание, им было не до болезней. Что же касается шизофрении, то во все времена и во всех странах - сытых, бедных, южных, северных - картина всегда довольно стабильна: примерно 0,85 на сотню.
- А суицид? Много случаев необъяснимых...
- Не объяснимых другими людьми. Мертвого не спросишь. Были, значит, причины. Если человек голоден, если у него нет перспективы себя и детей накормить, если он без крыши над головой - конечно, петля будет маячить. Но это ни в коем разе не шизофреники. Миновали времена, когда самоубийцам клеили ярлык сумасшедшего.
Наркоманы, принимая наркотики, "уходят" из этого мира, который они не могут переварить. У них там, внутри, более уютно, чем снаружи. Все это окрашено довольно острым чувством удовольствия. Вообще-то вряд ли найдется много людей, которые бы отказались от разного рода удовольствий. Некоторые, правда, демонстрируют якобы отсутствие у них вредных привычек. По-моему, это всего лишь самозащита, чтобы никто не лез в душу. Привычка свыше нам дана...
Человеческий мозг пока не до конца изучен. Будет наивысшее достижение, когда он себя познает.
Был один испанец, живший в США, - профессор Йельского университета Хосе Дельгадо. В 60-е годы он проделывал эксперименты, благодаря которым манипулировал поведением не только подопытных животных, скажем разъяренного быка, которого он останавливал на арене. Манипулировал даже человеческим поведением. Мог вызвать определенные эмоции - ярости, любви и так далее. Он попадал, условно говоря, в центры удовольствия, когда человек чувствовал внутренний комфорт. Так вот Дельгадо утверждал, что от результатов этого изучения будет зависеть наша жизнь. Он это называл психоцивилизацией. Призывал вместо ракет, оружий строить институты мозга. Изучать мозг, чтобы понять, почему мы такие разрушительные, а не созидательные. В СССР была жуткая антипропаганда. Мол, до чего дошли капиталисты - поведением манипулируют. А идея была замечательная. Но утопическая. Правда, Дельгадо уточнял, что управлять поведением при помощи всяких экспериментальных штучек невозможно - можно всего лишь вызвать некоторые реакции. Поэтому я всегда удивляюсь, читая в прессе о зомби. Это фантастика. Много легенд вокруг психотерепевтического метода нейролингвистического программирования. Якобы при помощи его можно зомбировать. Ничего подобного. Можно изменить эмоциональные реакции человека, то есть его отношение к чему-то. Но изменить его идеологию, мировоззрение против его воли совершенно невозможно. Конечно, если сам человек обращается за помощью: мол, хочу в себе что-то изменить, то считайте, что он уже изменил, раз он пришел к специалисту, правда?
- А самому на себя можно воздействовать?
- Естественно. Человек сам себя может "зомбировать". Если он стремится к какой-то цели и ради нее осуществляет разработанный им план. Но со стороны такое невозможно.
Известно, что сознание занимает пять или десять процентов всей психической жизни. Остальное - бессознательное. Часть его - то, что близко лежит к сознанию и в любой подходящий момент может всплыть. Скажем, необязательно помнить все телефонные номера. Когда понадобится, их запросто можно извлечь из подсознания. Но есть такое подсознание, которое не вытащишь, словно чемодан из камеры хранения. Потому что часть этого материала как бы находится в конфликте с моральными установками, которыми и руководствуется бессознательное, а сознание - реальностью. Она, порой жестокая, требует от человека многих вещей, связанных с неудовольствием или с отказом от удовольствия. Бессознательное этого явно не хочет. Оно, как любая функция, стремится к бесконечности. Припасть к морю удовольствия и выпить его. Но когда напряженность в этом бессознательном достигает своего апогея, когда ну уж очень хочется, а сознание, как Мальчиш-Кибальчиш, стоит на посту, тогда во сне появится какой-то образ. Хотя морализированное сознание может даже учредить цензуру сновидения, не пуская в "прямой эфир" что-нибудь этакое, связанное с аморальным. Но "это" и в завуалированном виде может появиться. Например, сексуально озабоченным женщинам снятся купола церквей или вылезающая невесть откуда змея, мужчинам - несущийся поезд, который входит в туннель.
Но внутри человека достаточно много агрессивных импульсов. Надо сказать, что пленка цивилизации настолько тонка, что чуть-чуть потяни - она лопается, и человек становится таким, каким был несколько тысячелетий назад. Он убивает, пьет кровь, отрезает уши. (Причем иногда прикрываясь лозунгами спасения Отечества или интернационального долга). И от этого насилия получает удовольствие.
- То есть становится дикарем?
- Конечно. Пример тому - война в Чечне.
- И что, в каждом из нас живет такой дикарь?
- Да, утверждаю. Даже в самом хорошем.
- При каких же условиях можно сохранить эту пленку цивилизации, чтобы в человеке не совершалась обратная эволюция?
- Одно из условий - знать, что это возможно. И противостоять. И, конечно же, социальные запреты имеют свой смысл. Достаточно малейших изменений в окружающей обстановке, как равновесие нарушается и человек снова превращается в своего предка. Если ты отвоюешь часть своего бессознательного, на это место встает сознание. А это то, что гарантирует стабильность цивилизации.
-То есть человек должен учиться регулировать соотношения своего сознательного и бессознательного?
- Да. Правильно вы сформулировали.
- Кто должен научить?
- Наверное, психотерапевты, психологи, учителя в школе. В принципе, это проблема психоанализа. В нашей стране его практически не существует. Когда-то психоаналитиков у нас давили по-черному. Книги Фрейда, Юнга невозможно было прочесть. Все было закрыто. А недавно появился указ Ельцина, предписывающий всячески изучать, поощрять труды Фрейда. Тоже нонсенс. Ни в одной стране по поводу этого не было ни запрета, ни предписания.
- Интересно, чем же подкреплялся такой указ?
- Очевидно, стремлением приобщиться к цивилизации. Но лишь указом к цивилизации не приобщиться...
Беседу вела Лидия САДЧИКОВА.
Фото Михаила ПЕТРОВА.