24-11-00


Борис Мизрахи: "Политика - искусство возможного"

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Оказавшись в кресле вице-губернатора, для многих он оставался прежним Борисом, Борей, человеком, который не отдалился от жизни, не надел на себя маску важного чиновника. Он не стеснялся, если знакомые прилюдно называли его на "ты". Его служебный телефон был открыт для всех, а его самого не заслоняли от народа телохранители.

В 1996 году, когда произошла смена областной власти, он покинул это кресло. Ушел в отставку, но не оставил привычной деятельности, связанной с решением различных социальных проблем, лишний раз подтвердив, что именно общественная работа - его стезя. А теперь вновь намерен вернуться в политику.

- Я уже не могу себя представить в другой роли, - объяснил свое решение Борис Александрович. - Заполняя анкеты, в графе "занятие" пишу "политик", хотя у меня диплом инженера и еще пара дипломов. Из активной политики ушел в силу обстоятельств. Но уходил с гордо поднятой головой. Работа социальной службы области не раз оценивалась министерством социальной защиты как лучшая в России. Ни один человек не сказал обо мне ни одного дурного слова. Все знали, что я служил преданно, и не личностям, а делу. Никогда не посягал на бюджет, ни одной копейки из него не вытащил. Это признало и нынешнее руководство области.

- Уходил с мыслью, что вернешься?

- Да, но только когда будет подходящий момент. И я дождался. В России идет очень серьезное обновление. Некоторые люди возвращаются во власть, хотя происходит это трудно. Так и не смог вернуться Анатолий Собчак (царствие ему небесное, человека этого я очень любил, мы дружили). Он, как и я, в 1999 году выбирал законодательную, а не исполнительную власть. Ибо если человек интеллектуал, творец новых идей, а не хозяйственник, ему тесно в обязанностях мэра. Сейчас в большую политику пришло много молодежи, в политических структурах идет обновление. Теперь и я могу вернуться в активную, большую политику.

- А чем были заполнены годы ожидания?

- Работой. Но не только ради семейного бюджета. Хотел подтвердить свою состоятельность, показать, что отставка для меня - формальность. Я, кстати, был одним из тех, кто призывал к демократии, к свободным демократическим выборам. Вот они и состоялись в нашей области. Избрали других людей - значит так народ захотел. Ну, а я решил доказать, что могу и без высоких должностей добиваться серьезных успехов. И добился. По сути, у меня и паузы не было. В конце января 1997 года, спустя месяц после отставки, я уже получил статус эксперта Европейского Сообщества по программе "ТАСИС", которая осуществляла поддержку государственной службы в Уральском регионе. Потом я начал заниматься программой "Постприватизационная поддержка предприятий Уральского региона". Желая довести дела, которые я вел, будучи вице-губернатором, вместе с единомышленниками создали фонд социального и гуманитарного развития. Он был официально зарегистрирован в апреле 1997 года совместно с серьезными учредителями: это областное представительство Международного Красного Креста, клиника Медицинской академии и ее клиники, Российская академия естественных наук, коммерческие фирмы и физические лица, которые тоже разделяли мои идеи. Первой была программа по созданию специализированной аптеки для инвалидов и системы их аптечного обслуживания со скидками. Система до сих пор действует. Потом родилась мысль провести крупную акцию - городской благотворительный бал. Убедили Вячеслава Михайловича Тарасова, что это интересное и эффективное мероприятие, он поддержал. Моя идея состояла в том, чтобы собранные деньги не распылять, а использовать целенаправленно для реализации большого социального проекта. В данном случае речь шла о реабилитационном центре для недоношенных младенцев. Провели бал, получили 222 миллиона рублей тогдашних денег и купили необходимое оборудование для десятой челябинской клинической больницы.

Наша область славится промышленностью, наукой, людьми неординарными. Но "славится" и ужасающей экологией. Я профессионально владею цифрами: 25 тысяч квадратных километров Челябинской области поражено радионуклидами, 490 тысяч человек пострадали от их воздействия, 47 тысяч детей живет на этих территориях. Практически все они больны: в три раза повышена заболеваемость органов дыхания, в два с половиной раза - нервной системы, огромное число врожденных патологий, 13,5 тысячи детей-инвалидов. У многих вследствие экологической катастрофы понижен иммунитет. Приговоренные дети... Как их спасать? Нужны специальные лекарства, в России их не производят. И вот, когда на Урал приезжал вице-президент Международного Красного Креста Пьер Пеллеран, я, уже находясь в отставке, но, пользуясь своей репутацией, добился встречи с ним. Он дал мне координаты своего шефа господина Пьера Равеля, которому я написал письмо по поводу лекарств для поддержки челябинских детей. Потом меня вывели на фирму "Пьер Фабер Медикаментшн", имеющую деловые связи с одной из челябинских фирм. В итоге через три месяца пришла тысяча упаковок рибомунила на сумму 45 миллионов рублей. Я проследил, чтобы все до единой коробочки передали городскому иммунологическому центру. Бесплатно пролечили 840 пациентов, в основном детей.

- Однако ты почему-то нигде не шумел о своих деяниях, не рекламировал себя, как это делают кандидаты на различные посты.

- Главной целью было не нашуметь, а сделать. Сделано ведь значительно больше, чем я об этом рассказал. Но главное для меня - результат. И еще одно дело, которое я продолжал отстаивать, - свобода во всех ее проявлениях. Нужна свобода, она должна быть на первом месте. Творческая свобода, свобода самовыражения, свободная экономика, свободная жизнь в стране. И еще - приоритет человека. Не государство должно являться главным, а гражданин в государстве. У нас до сих пор это понятие искривлено. Почему власть в первые дни отреагировала не просто прохладно, а даже жестоко на гибель "Курска"? Да потому что человеческая жизнь у нас мало чего стоит. А на самом деле она - самая большая ценность. И если этих убеждений не будет в среде моих политических союзников, я оттуда уйду.

- Есть доля идеализма в твоих рассуждениях.

- Я думаю так: выражение "Политика дело грязное" - не аксиома. Ведь если политикой занимаются порядочные люди, то и политика другая. Политика - искусство возможного, искусство компромисса. Нам известно, какую страну мы строим? До сих пор нам этого никто не сказал. Горбачев не мог сформулировать, потом Ельцин, теперь Путин. То брали в качестве примера для подражания США, потом образцом стала Европа: Германия, Франция. Теперь говорят: в Китае хорошо, в Южной Корее. Тем не менее при каждом руководителе страны есть какие-то ориентиры. А на самом деле, к какому обществу мы стремимся? Считаю, что нужно строить общество по типу западноевропейских стран, где очень высока степень социальных гарантий, как в Германии и Швеции. Но с учетом национальной специфики. Профессиональный политик - это тот, кто слышит людей, чувствует и понимает интересы совершенно разных слоев населения, ориентируется на них и находит общую, необходимую для всех позицию. Но в зависимости от возраста, социального состояния, материального обеспечения. И воплощает эти интересы через законы, постепенно проводя их в жизнь. Да, я хочу быть одним из тех, кто занимается законодательством в Челябинской области. Потому, что у меня есть серьезный опыт, который можно воплотить в виде региональных законов, не дожидаясь принятия или внедрения федеральных законов. Можно на уровне региона сделать местное законодательство, которое помогло бы людям жить хоть чуть-чуть лучше. Политик не должен быть закрытым, но он должен быть терпимым. Я могу быть таким.

- Политик, борющийся за сохранение культуры, здоровья нации, за образование, насколько сам должен быть культурен, образован и здоров?

- Здоровье необходимо, как и любому человеку. Иначе сил ни на что не хватит. Впрочем, важно не только физическое здоровье, но и нравственное. Я вполне здоров. По крайне мере отметил недавно пятидесятилетие и чувствую себя неплохо, явно моложе своего возраста.

- А выглядишь и того лучше!

- У меня застыли ощущения где-то на возрасте 35-40 лет. Как тогда себя чувствовал, так чувствую себя и сейчас во всех отношениях. А если говорить об образовании, стараюсь постоянно им заниматься. Нужно много читать, иначе не уследить за всем, что происходит в стране и мире. Мое базовое образование -ЧПИ, я получил специальность инженера-автомобилиста, конструктора. Горжусь своей специальностью. 14 лет отработал в конструкторском бюро, это были годы, когда формировались мой характер и личность, мое мировоззрение, умение общаться с людьми. Кроме этого, окончил Московский государственный институт патентоведения и лицензионной работы. Некоторые общественные институты сейчас воспринимаются критически, а я считаю, что они внесли немалую лепту. Ленинский университет знаний, как бы над ним ни иронизировали, давал платформу дополнительного образования. Университет марксизма-ленинизма, кстати, я закончил по специальности "международные отношения", экзамены сдал на "отлично", в моей деятельности это очень помогло. Университет лекторского мастерства помог умению общаться с людьми, не только говорить, но и слушать, воспринимать их вопросы. Определенный багаж знаний дали мне курсы менеджмента в Болгарии. Учусь все время, помогают и Интернет, и зарубежные издания.

- С какими людьми тебе легко, свободно, с кем ты предпочитаешь общаться?

- Нельзя быть удобным для всех, невозможно быть одинаковым со всеми. Все люди разные. Но всех я делю на порядочных и непорядочных. Бывают люди, имеющие высокое образование, но абсолютно безнравственные, - они мне чужды. И категория циничных бизнесменов тоже далека от меня. Я очень уживчивый человек, со всеми могу найти тему для разговора. Это не означает, что все для меня друзья. Так и в политике: для меня не существует каких-то определенных политических окрасок и пристрастий. Профессионалы, люди дела для меня - союзники. Болтуны и жулики - оппоненты, будь они хоть политиками, хоть простыми работягами.

- А сам способен обмануть или слукавить - даже не ради личной, а общезначимой цели?

- В подростковом возрасте я очень любил рыцарские романы. И навсегда запомнил, что каждый рыцарь должен иметь свой щит, на котором написан девиз. На моем щите написано: честность, доброта, умение постоять за себя, за свои убеждения. Что я вкладываю в эти понятия? Честность - первое качество человека. Когда он занимает маленькое место в обществе, то, наврав, навредит только ближним. Если занимает высокое положение, то страшный вред нанесет массе людей. А если он на самом верху - то всей стране. Но если ты честен, но недостаточно добр к людям, ты своей честностью можешь человека просто убить. Нужно быть еще и сострадательным, не всегда говоря напрямик то, чего человек не перенесет. Умей преподнести правду так, чтобы уберечь человека. И последнее - если ты честен и добр, но мягкотел, то грош тебе цена - тебя затопчут. Научись постоять за себя, за свои убеждения. Вот тогда действительно сможешь реализовать свои добрые помыслы, отстоять какую-то большую красивую идею. И не только себя защитишь, но и тех, кто в этой защите нуждается.

- Как твоя семья участвует в твоем втором "походе" в политику?

- Они меня теперь мало видят, много времени уходит на предвыборные дела, встречи с людьми. Младшая дочурка Кристина привыкла, что перед сном я ей обязательно читаю сказку или придумываю разные истории, и мы с ней долго говорим. Теперь это не часто получается, это обидно не только дочке, но и мне самому чего-то не хватает. И с женой надо поговорить, обсудить, что происходит у меня в душе, вокруг меня, что в мире происходит. Ей со мной тоже хочется поделиться. Я их очень люблю, своих девчонок. Сын Дмитрий уже взрослый, самостоятельный человек, познает жизнь на практике - сам возглавляет небольшую компанию, занимается экономическими проблемами. Старшая дочка Маша в этом году начала учиться журналистике в ЮУрГУи параллельно работать в телекомпании "TV Проспект", уже в коллективе прижилась. Душою они меня понимают, каждый в меру своих возможностей пытается помочь. Они верят в меня, верят, что я могу что-то сделать для людей. У меня это уже получалось. Почему бы не попробовать еще раз, тем более, что силы есть. Сделать это нужно сейчас, откладывать нельзя.

- Борис, прости за любопытство, каково происхождение твоей фамилии?

- Мне она досталась от деда по линии отца. Бабушка носила украинскую фамилию Лехно, а другой дед, политрук Данилов, погиб под Сталинградом

- Вот смотрю на твои фотографии: ты и с Собчаком, и с Людмилой Гурченко, с Михалковым, Немцовым, Черномырдиным, Лозой, Лаймой Вайкуле: Обаятельный! Сам словно из Голливуда. Но на официальных снимках ты уже другой. Что, человек "на посту" должен иметь своеобразный имидж?

- Есть особое такое выражение лица, которое не скроешь, - представитель власти. У меня оно не всегда держалось в жизни. А вот на некоторых фотографиях заметно. Отражается внутреннее понимание своей ответственности.

- Лицо-то у тебя всегда доброе. Помню, однажды Юрий Никулин сказал мне в интервью: "Самое трудное - отказывать". Мне кажется, ты бы к этим словам присоединился.

- Тем не менее я никому не отказывал. Всегда говорил: "Постараюсь помочь". А если уверен был, говорил, что точно сделаю. Если сомневался, тоже не скрывал. И действительно бился.

- Вице-губернатором ты был три года. Какое из свершений было самым грандиозным за этот срок?

- Много чего было! Это и наши театры, и помощь одаренным детям, и новое медицинское оборудование для больниц, и свобода прессы. Я никогда не делил людей на своих и чужих. В этом вопросе всегда был непреклонен. Это давалось с трудом, я принципиально не принимал так называемую политическую целесообразность. Или понимал по-своему: высшая политическая целесообразность - это равные возможности для всех, в том числе и для прессы.

- А сейчас народ жаждет сильной руки!

- У меня другая сила - сила убеждений. Я никого не собираюсь "мочить в сортире". А убеждения у меня настолько сильны, что обязательно добьюсь своего. Многие люди признают, что если я за какое-то дело берусь, то пока не сделаю, не отступлю.

***

Когда мы рассматривали фотографии из его личного альбома, я узнала о Борисе много такого, чего не знала раньше за 20 с лишним лет знакомства. Вот принятие присяги в Калининградской области на офицерских сборах. Борис очень красив "в военной форме, при погонах". Ему и спорт был не чужд: вот приз вручают за первое место на лыжных соревнованиях среди профсоюзных команд. А тут он сено косит под девизом "Челябинские инженеры - южноуральскому селу". Вот Борис Александрович в Европарламенте. А это - на чемпионате СССР по кикбоксингу - помню, Мизрахи его и организовывал в 1998 году. Вот снимки в подводной лодке и на кораблях Северного флота - туда он ездил не один раз. А это огромное колесо для БелАЗов, оказывается, разработал сам Борис, трудясь на протяжении 14 лет в Центральном конструкторско-технологическом бюро колесного производства ЦКТБ и руководя научно-производственной темой по созданию колес для большегрузных автомобилей в Советском Союзе. С тех пор судьба Бориса Мизрахи круто изменилась, он многого добился в жизни. А самое главное - не жалел себя для людей. n

P.S. 17 ноября Борис Мизрахи был зарегистрирован как кандидат N 1 от жителей Железнодорожного избирательного округа N 31 в Областное законодательное собрание.

Материал оплачен из избирательного фонда кандидата в депутаты Законодательного собрания Челябинской области Мизрахи Б. А.

Р/С 40810810072310000047