24-11-07


Очковтирательство

Открытое письмо главного балетмейстера Челябинского академического театра оперы и балета Валерия Кокорева министру культуры области Владимиру Макарову

Меня пригласили в Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени Глинки как специалиста с опытом вывода провинциального театра на международный уровень и с многолетним опытом работы с национальными балетными труппами Мексики, Филиппин и других менее именитых иностранных балетных театров. Еще в 2001 году я вывозил челябинскую труппу с оркестром (110 человек) на Тайвань, а в 2003 в Великобританию. Поэтому я пришел в челябинский театр с конкретной программой. Схема профессионального успеха одна, и я начал заменять устаревшие спектакли текущего репертуара на качественные новые. Причем ставка делалась на привлечение лучших российских мастеров для постановочной работы. Уже был готов и даже поддержан (на словах) проект хореографического училища в Челябинске:

Но чего я не учел, соглашаясь работать здесь, так это поразительного уровня некомпетентность и необязательность людей, руководящих театром и культурой в области.

Вместо современного Мравинского, талантливого дирижера-постановщика А. Лебедева, художественным руководителем театра министр назначил Д. Северинова, послушного хозяйственника, сразу же отменившего художественный совет театра. Художественно-постановочная политика оказалась малопредсказуемой, а кадровая политика свелась к увольнениям многих главных специалистов, которые сделали нашему театру звание "академический". От запрограммированных худруком и министром творческих неудач есть рецепт - "запудривание" мозгов вышестоящего начальства.

О делах нашего театра все наслышаны, причем далеко за пределами Челябинска. Крайне сомнительные в творческом отношении постановки и провальные с финансовой точки зрения, но крайне пафосные "мегапроекты". Сорванный юбилей. Наконец, разрушение балетной труппы. Театр постоянно находится в предкризисном состоянии, хотя областные деньги аккуратно вкладываются.

Рядом с нами такой же академический театр в Екатеринбурге. А как там? Начнем с того, что художественный руководитель театра - уважаемый всеми человек, дирижер с серьезной репутацией, народный артист России С. Стадлер. Под стать и события. Декабрь 2006-го - премьера "Снегурочки". 2007-й - "Травиата", затем гастроли в Португалии. В апреле - премьера балета "Корсар". В мае оперная труппа выпускает "Тоску". Новый сезон открывает "Хованщина". Осенью - гастроли в Таиланде. А вот подписанный план на первую половину 2008 года: январь - премьера "Мадам Баттерфляй", февраль - "Каменный цветок", март - гастроли в Португалии с "Мадам Баттерфляй", май - премьера балета "Том Сойер". Причем все спектакли ставились и запланированы к постановке знаменитыми российскими режиссерами и художниками. Кроме "Корсара" - его поставил балетмейстер из парижской "Гранд опера".

Возникает вопрос: почему ТАКАЯ разница? Другой бы министр культуры рыдал, а челябинскому - все нипочем!

В юбилейном сезоне постановка балета "Ромео и Джульетта" вместо известных и запланированных ранее российских мастеров, лауреатов Государственных премий СССР и РФ, Национальной премии "Золотая маска" и многих других заслуг и наград была продана труппе, состоящей из безработных граждан США. Либретто спектакля было написано за день до премьеры. Спектакль еле успели как-нибудь сляпать к премьере. Что имеем? Полное отсутствие духовно-нравственного начала в угоду сексуальности, не говоря уж о нарушениях элементарной техники безопасности. В результате "эксперимента" балетная труппа разом лишилась: намеченного ранее к постановке высококлассного спектакля российских мастеров, возможности получения "Золотой маски", зарубежных гастролей с новым спектаклем, денег, недополученных в результате последствий работы иностранцев. Вне всякого плана поставлен "Мир Гойи" К. Уральского. Это просто удивительно! Вот уже в течение почти двух лет с подачи министра культуры создаются прекрасные условия для жизни и творчества лишь гражданина США К. Уральского, а российские граждане, штатные артисты балета челябинского театра, испытывают постоянное материальное унижение, творческий голод и профессиональное издевательство. Может, пора министру поменять политику, в результате которой артистов заставляют надевать по приказу стринги и высокие шпильки, как в стрип-клубе, и прыгать на батутах в опилках вместо танцев!

Артисты балета и я как руководитель неоднократно обращались к министру культуры, к губернатору, в Законодательное Собрание с просьбой разрешить проблемы коллектива балета и театра. Однако все эти письма и обращения перехватывал г-н Макаров. Недовольный балет начали "наказывать деньгами", сократив долю гранта. Министр и худрук театра водили за нос руководителей области до тех пор, пока настоящая информация не дошла, наконец, до П.И. Сумина. Благо, что наш губернатор вовремя остановил запланированное превращение труппы в "камерный балет".

Но чиновники умеют морочить голову. Министр дает интервью городской газете, что все данные артистам месяц (два!) назад обещания выполнены. Деньги перечислены, пол в балетном зале отремонтирован, кулер с очищенной водой стоит. Мягко говоря, это не совсем так. В единственном балетном репетиционном зале в разгар сезона еще не закончен ремонт, из протравленного нового пола бегут тараканы, а из зала надышавшиеся пропиткой артисты уходят шатаясь.

Еще раньше министр говорил про 1,5 миллиона рублей, выделенных им на гастроли труппы в США. Так почему же на сегодняшний день деньги не дошли до артистов? Где обещанные раз в две недели встречи с коллективом, может, тогда не было бы ложных сведений?

Министр, со спектакля "Мир Гойи" на фестивале "Сцена 2007" родители спешно выводили детей из зрительного зала! Может, хватит "втирать очки" и подумать о возвращении российских и мировых культурных ценностей в жизнь столицы Южного Урала?