24-12-97


"УралАЗ": ну-ка, отними!

Уральский автозавод не намерен отдавать без боя нажитое добро

Решение ВЧК пустить по миру трех задолженников федерального бюджета и последовавшие затем события наилучшим образом характеризует известный афоризм российского премьера: хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Горели желанием быстро пополнить государственную казну, чтобы до Нового года рассчитаться с бюджетниками. Намеревались в воспитательных целях провести показательные банкротства... Что из этого вышло, наилучшим образом видно на примере ОАО "УралАЗ".

На пресловутое заседание временной чрезвычайной комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины под председательством А. Чубайса 8 декабря автозаводцев никто не приглашал. Проинформировать о состоявшемся решении их не удосужились. Ни 8 декабря, ни днем позже средства массовой информации об Уральском автомобильном не упоминали. Комментарии официальных лиц касались лишь Омского нефтеперерабатывающего завода да Ангарской нефтехимической компании. Недобрую весть "Комсомолка" принесла в Миасс 10 декабря, затем об аресте и продаже с молотка имущества ОАО "УралАЗ" известили другие центральные газеты.

Между тем налоговики уже 9 декабря получили указание руководителей Госналогслужбы России и Федеральной службы налоговой полиции. Ссылаясь на решение ВЧК от 8 декабря, они распорядились безотлагательно, "под личную ответственность", приступить к аресту имущественного комплекса ОАО "УралАЗ".

Появление на предприятии 16 декабря налоговой полиции для автозаводцев было полной неожиданностью. Руководству "УралАЗа" предъявили распоряжение об административном аресте имущества ОАО "УралАЗ" на астрономическую сумму - в два с половиной триллиона, точнее - 2.544.308.036.858 рублей. Таким образом, предполагалось погасить задолженность автомобилестроителей в бюджет и внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования, занятости), а также взыскать пеню и штрафные санкции.

Препятствовать осуществлению миссии налоговиков заводчане не стали. Хотя последние несколько лет их отношения складывались довольно непросто, на сей раз руководство "УралАЗа" вело себя очень корректно. 17 декабря налоговые полицейские приступили к выполнению своих обязанностей.

Однако сдаваться без боя заводчане не пожелали. Они подали в арбитражный суд исковое заявление о признании недействительным распоряжения Миасского межрайонного отдела налоговой полиции о наложении административного ареста на имущество ОАО "УралАЗ". При этом автомобилестроители ссылались на июльское постановление В. Черномырдина о реструктуризации их задолженности и решение межведомственной балансовой комиссии. 12 ноября МБК согласилась с предложенным предприятием порядком погашения долгов федеральному бюджету и Пенсионному фонду, поставив его под особый контроль и решив вновь вызвать "УралАЗ" "на ковер" в мае будущего года. По мнению истца, ответчик нарушил ст. 237 Гражданского кодекса РФ и ст. 35 Конституции РФ, согласно которым собственник лишается своего имущества только на основании решения суда, а также Закон "О федеральных органах налоговой полиции".

Арбитражный суд принял к производству исковое заявление ОАО "УралАЗ". Дело намечено рассмотреть 19 января 1998 года. До вступления в законную силу своего решения арбитражный суд запретил ответчику производить опись и административный арест автозаводского имущества. Поэтому 18 декабря налоговые полицейские покинули территорию предприятия.

Но разборки заводчан с ВЧК тем самым не закончились. Как известно, президент и премьер усомнились в правомочности решений, принятых 8 декабря. В. Черномырдин отказался подписывать протокол заседания, получившего скандальную известность. Б. Ельцин дал указание привести решение "чрезвычайки" в соответствие с российским законодательством. Провинившейся перед государством троице предложено до 25 декабря погасить многомиллиардные долги (?!). В противном случае 26 декабря Омский нефтеперерабатывающий, Ангарский нефтехимический и Уральский автомобильный вновь предстанут пред светлы очи временной чрезвычайной комиссии.

Если верить столичным аналитикам, показательное банкротство предприятий Омска и Ангарска есть не что иное, как борьба акул российского бизнеса (Б. Березовского и В. Потанина) за сферы влияния. Поэтому автомобилестроители Миасса склонны рассматривать себя в качестве декорации, на фоне которой довольно бездарно разыгрывается чужой спектакль.

Ольга АЙЗЕНБЕРГ.

(Наш корр.).

г. Миасс.