24-12-97
Пятый фестиваль "Камерата-транзит": калейдоскоп лиц, масок, имен. Слава Богу, отсутствие идеи. Нет и не надо.
"Мировая душа" в спектакле Игоря Ларина "Чайка" - персонаж из детской романтической страшилки. Завораживающий, пугающий и нежный.
Призрак инцеста - модной темы последних лет - витает над пустым пространством спектакля-дуэта. Аркадина (народная артистка России, актриса Александринского театра) и Треплев (Игорь Ларин), мать и сын, кровосмесительный акт искусства академического и "декадентского". "Демонизм" пьесы Кости Треплева сыгран "в лоб". "Чайка" в целом поставлена как бы им, киевским мещанином сто лет назад, а ныне - каким-нибудь андеграундным ди-джеем.
От рыданий героини в финале - мурашки по спине.
... По окончании спектакля "Женщина в песках" по роману Кобо Абэ состоялась пресс-конференция. Маленькая и немного странная. Журналисты старательно возвращали народную артистку Маргариту Терехову в ее прошлое: шестидесятые годы, когда она создавала "репортажные" образы молодых современниц, "Зеркало" Андрея Тарковского. Актриса отчаянно отбивалась:
- О, мама мия!
По ее мнению, великих людей поминать всуе - опасно. Что ж, ей виднее...
Но, забыв о прошлом, говорить о настоящем не получалось. Привезенный спектакль повода для этого не представил. Полу-женщина, полу-львица (а именно так ее воспринимает большинство зрителей) не очень органично вписалась в пространство песчаной ямы, на дне которой героиня спектакля проводит свою жизнь, выполняя свои однообразные обязанности и находя свои маленькие радости.
Попадающий в яму Мужчина (Валентин Овсюк) яростно сопротивляется судьбе, пытаясь доказать Женщине и себе, что "так жить нельзя", и что он так жить не будет. Ну а потом, по мнению создателей спектакля, должна была возникнуть "атмосфера сгущенного эротизма". Увы, не возникла... Может быть, отчасти оттого, что, как сказала одна моя коллега, "актриса слишком старательно играла молодую женщину". Разница в возрасте и фактуре не стала содержательным моментом спектакля, а потому просто мешала. Энергетика спектакля оказалась явно заниженной, этот недостаток был восполнен на пресс-конференции: перед журналистами и зрителями, многие из которых задержались в фойе, предстала царственная женщина, иногда резкая и бескомпромиссная в своих оценках и суждениях, иногда озорная и нежная. Это был такой мощный энергетичекий поток!
Приехавший на "Камерату" из Екатеринбурга драматург Николай Коляда, до сих пор считавший, что "на Урале его не любят", в очередной раз убедился, что это не так. Зритель очень хорошо принял спектакль по пьесе Коляды "Персидская сирень", предоставленный на фестивале театром из Озерска "Наш дом" (режиссер - заслуженный деятель искусств Казахстана Николай Воложанин, артисты - Николай Скрябин и Елена Шибакина).
Нечаянной радостью для драматурга и актрисы стала эта встреча на "Камерате". Николай Коляда и Елена Шибакина - однокурсники, после окончания Свердловского театрального училища не видевшиеся двадцать лет. (Сюжет, достойный передачи "От всей души"). Елена Шибакина и ее партнер Николай Скрябин - очень хорошо профессионально оснащенные актеры, что было отмечено критиками во время обсуждения.
"Пришел мужчина к женщине" - спектакль-дуэт по пьесе С. Злотникова, сыгранный на фестивале актерами театра "Омнибус" из Златоуста (режиссер и сценограф А. Глухов). Свидание мужчины и женщины, которых "свели" общие знакомые: неловкая попытка превратить в праздник случайную встречу.
Стенка "Тургояк", на столе - селедка "под шубой", салат оливье. Все похоже, узнаваемо. Как на фотографии, как в кино, снятом скрытой камерой. Героиня - женщина, привыкшая сама разливать спиртные напитки "по бокалам". Произносить тосты. Такая женщина сама ведет мужчину в танце... Именно так у нас на Урале, особенно в Златоусте, и соблазняют мужчин одинокие женщины "за сорок" - с помощью селедки "под шубой". Случайный гость, посетитель этого дома - человек тихий и удивленный. Он восхищается Диной Федоровной, пожалуй, даже слегка пугается ее "раскованности", когда она чересчур энергично двигает задом во время танца. Мужчина и женщина едят, пьют, танцуют, "занимаются любовью" и... расходятся, чтобы никогда больше не встретиться. Потому что в их отношениях нет любви. Потому что оба настолько свыклись со своим одиночеством, что оно им - в кайф. Ну не лишаться же самого главного в жизни?!
..."Прогулка оленя" - самый трепетный, как мне показалось, спектакль фестиваля. Театр "Город" сыграл его дважды. Зрители смогли почувствовать себя гостями великого грузинского художника Нико Пиросманишвили. Он жил, как рассказывает программка, в конце прошлого - начале нынешнего века, был известен в Грузии всем посетителям духанов, подвальчиков и просто прохожим и жителям Тифлиса, написал множество вывесок, а своих друзей запечатлел в портретах. После смерти к нему пришла мировая слава.
Художник жил в небольшом помещении под лестницей, у него не было возможности пригласить гостей. Вызывая дух Пиросмани, оживляя героев его картин, театр дает возможность нам, людям конца ХХ века, словно бы войти в мир художника, в какой-то момент почувствовать себя изображенными в его работах.
...Сегодня - последний день "Камераты". Прощаясь с театрами - участниками фестиваля, можно сказать, что "мировая душа" театра живет теперь в сердцах многочисленных зрителей.
Елена РАДЧЕНКО.
НА СНИМКАХ: сцены из спектаклей - "Свадьба" (Челябинский Камерный театр), "Женщина в песках" театр "О КЭЙ", Москва), "Чайка" (театр "Монплезир", Санкт-Петербург).
Фото Аьберта СЕДЯКИНА, Алексея ГОЛЬЯНОВА.