24-12-97
Много ли мы знаем о жизни этой удивительной страны? По-моему, "банк данных об Израиле" на душу российского населения еще меньше, чем его территория - узкая полоска вдоль Средиземного моря, окруженная арабскими государствами. Мои познания о еврейской земле до октября были чуть больше, потому что семь лет назад туда уехали жить хорошие знакомые, а недавно перебралась задушевная подруга. Они звали в гости, я решилась. После возвращения домой поняла, что не могу не рассказать об этой противоречивой и самобытной стране.
Но на чем сосредоточиться? Описывать красоты трех морей - Средиземного, Красного и Мертвого? Вернуться на улочки Иерусалима, помнящие Иисуса Христа (на святой земле не остается сомнений в реальном существовании такой личности)? Побродить вновь по райскому саду во Всемирном храме Бахаи (универсальная религия), что возвышается над Хайфой - израильской Одессой? Вспомнить о трех тысячах красавцев-крокодилов в питомнике Хамат-Гадер?..
Впечатлений за две недели хватит на всю оставшуюся жизнь. Спасибо моим любимым друзьям, составившим плотную экскурсионную программу. Но я не представитель туристического бизнеса, чтобы рекламировать экскурсионные маршруты. Да и лучше один раз увидеть...
Выход подсказал коллега: "Напиши просто о том, как там жизнь - это самое интересное". О том же просили израильтяне: "По российскому телевидению про нас вспоминают только тогда, когда случаются теракты или усиливается напряженность с арабами, как будто нормальной жизни здесь вовсе нет". Я слабо возражала, что если судить по зарубежному телевидению, то в России тоже обычной жизни нет - сплошь политический кризис, экономическая катастрофа плюс криминализация всей страны...
Но в главном израильтяне правы: слишком многое в нашем сознании сохранилось с тех времен, когда их страну называли не иначе как "цитадель мирового сионизма" или "последний оплот американского империализма на Ближнем Востоке". Мне наконец объяснили, что сионизм - всего-навсего идеология стремления евреев иметь свое государство. Ничего страшного и противоестественного в этом, согласитесь, нет. Пугали нас сионистами-империалистами долго и нудно, потому что советские лидеры предпочитали дружить с арабами. С ними у евреев давние территориальные и религиозные разногласия. Настолько скользкие и веками запутанные, что лучше бы постороннему человеку их вовсе не касаться, хотя в дальнейшем придется. А пока начну с вопроса, который задают первым:
1. "Ну, как там наши?"
Всем понятно, что речь идет о бывших советских и российских людях, решивших перебраться на землю обетованную. Если ответить односложно: нормально. А если объективно, то - по-разному. В зависимости от того, когда уехали, в каком возрасте, справились ли с ивритом и нашли или нет хорошую работу. Но с голоду под забором еще никто не умер.
Работа - пожалуй, главное для любого трудоспособного человека. Найти ее - не проблема в Израиле. Найти дело по душе или в соответствии с уровнем квалификации, полученным в России, - еще та задачка. Кто-то справляется, кто-то нет. Кому-то просто не везет, как бывшему преподавателю техникума, получившему диплом Тель-Авивского университета на право преподавания в Израиле, но не могущему использовать его по назначению: не берут на соответствующую работу без объяснения причин, а напрашиваться наглости не хватает.
Там надо рекламировать себя, доказывать (вначале на словах, чтобы дали попробовать на деле), что ты самый лучший в мире работник. Тех, кому за 30, 40, 50, этому не учили. Они с детства знают, что скромность украшает человека. Им это страшно мешает начинать все заново в чужой стране, где не в счет прошлый социальный статус. Легче восстанавливать его, когда ты молод, полон сил и оптимизма. А если с ужасом смотришь на ивритские крючки, слышишь гортанную речь и думаешь: "Господи, куда ж меня занесло..." - шансов на успех маловато.
Но наши люди в любой ситуации не пропадут. В отличие от коренных израильтян олимы - новые переселенцы - берутся за любую работу и справляются с нею легко, на удивление местным. Причина проста: в Израиле сумели воплотить в жизнь некогда популярный наш тезис о том, что любой труд почетен. Здесь не стыдно убирать квартиры состоятельных граждан или подрабатывать грузчиком в магазине. Мыть посуду или ухаживать за престарелыми. Потому что за все это платят. Чем "грязнее" работа, тем больше. Минимальная зарплата составляет 16 шекелей в час, около 4,5 доллара. Сравним-ка с нашей минималкой, которую по часам пересчитывать в голову не приходит...
Однако любые сравнения хромают. В Израиле тоже не могут понять, как в России народ по полгода живет без зарплаты. Когда я пыталась объяснять про сады-огороды, пенсии родителей и кучу долгов, меня плохо понимали. Там не принято одалживать деньги. Даже у родителей. И никто не сажает картошку, которую дешевле купить на шуге - арабском базаре, как и все остальное. Там принято много и хорошо работать, чтобы обеспечить семью и достойную старость себе. Благо, для этого есть возможности. И никто не удивляется, что главный бухгалтер кооператива из Ташкента Алла через несколько лет в Израиле становится классной маникюршей. Бухгалтеров много, а хороших маникюрш мало, следовательно, эта ниша на рынке труда более выгодна, надо занимать ее. Все очень просто. На словах. На деле проходит в среднем лет пять, чтобы человек мог полностью адаптироваться в Израиле и найти работу, которая удовлетворяла бы его по всем параметрам.
2. Старики и инвалиды
Гуманизм общества определяется отношением к слабым. И тут Израиль на высоте.
Средняя продолжительность жизни - за 80 лет. Благодатный климат, сбалансированное питание, медицина, усиленная тысячами бывших советских врачей, способствуют. Старики свое отработали, пенсии вполне хватает на то, чтобы безбедно отдыхать. Их можно встретить на любом экскурсионном маршруте, в рейсовом автобусе, магазине - где угодно. Они очень энергичны, улыбчивы, опрятны. У них нет нужды рыться в мусорных баках и просить милостыню. Пожалуй, самое большое огорчение для бабушек и дедушек из Житомира или Саратова, что их внуки остались в России. Да иврит не учится никак. Но израильская "служба социальной помощи" перестраивается: в ее штатах появляется все больше сотрудников, владеющих русским языком.
Про отношение к инвалидам расскажу одним фактом. В Израиле с пиететом относятся к туалетам. Что вполне естественно в стране, где три месяца тепло, а девять - невыносимо жарко. Жизненно необходимо потреблять много жидкости и... Поэтому общественных уборных много, они чистые, как правило, бесплатные. И везде, в самой глухой деревне, на самой захудалой автостоянке, вместе с привычными обозначениями, соответствующими "М" и "Ж", есть еще одна эмблемка - инвалидная коляска...
3. Дети, подростки, молодежь
Израильским детям, кажется, позволено все. Российские по сравнению с ними - тихие ангелы. Возвращаясь из школы в автобусе, "будущее нации" шумит так, что соседям хочется выйти на ближайшей остановке. Но взрослые редко делают им замечания. Они терпимо относятся к детским шалостям, которые редко перерастают во взрослый беспредел - уголовная преступность в нашем понимании в Израиле практически отсутствует. Орущие подростки не пристанут к вам на ночной улице или безлюдном пустыре - не так воспитаны.
Ребята рано начинают помогать взрослым укреплять благосостояние семьи. В короткие осенние каникулы по поводу праздника Суккот (праздников в Израиле не меньше, если не больше, чем в России. Но компенсируются они единственным выходным в неделю - суббота, шабад. Не отсюда ли пошло наше слово "шабаш"?) шестнадцатилетний сын моей подруги вставал в 4 утра и уезжал на работу. Помогал на стройке в соседнем городе. Возвращался в 8 вечера, сметал пол-холодильника и валился с ног. Через неделю гордо отдал маме свои 1000 шекелей, чтобы помочь заплатить за квартиру, и с чувством исполненного долга отправился с друзьями на "грузинскую" дискотеку в соседний город: "Теперь можно и погулять!"
Глядя на повзрослевшего, раздавшегося в плечах, загорелого Димку - ровесника моего сына, я жалела, что не могу отправить в Израиль "на трудовое воспитание" своего подростка, которого дома невозможно пристроить на работу - малолетка. А там школьники и студенты требуются везде. Пусть на несколько часов в неделю, но вовлечение в труд выгодно и взрослым, и детям. Их не эксплуатируют, им реально дают понять, что от их вклада тоже зависит будущее семьи и страны.
Между прочим, у южноуральских ребят также есть возможность поучиться и поработать в Израиле. Для тех, кто имеет еврейские корни, агентство Сохнут предлагает две программы. Подростков 1983 года рождения приглашают получить израильский аттестат о среднем образовании - багрут. Тех, кому от 17 до 20 лет, - приобрести ходовые профессии. Подробности о программах "Наале" и "Халом" можно узнать в Челябинске по телефону 33-54-88.
Разумеется, молодежь не только работает и учится (бывшая российская - в основном в университетах), но и весело отдыхает. Влюбляются, встречаются, хотя со свадьбами не спешат. Как правило, браки заключаются, когда учеба закончена, есть хорошая работа и, желательно, своя квартира. Это не распространяется на религиозные, "датишные", как наши олимы их называют, семьи. В них женятся рано, детей рожают много. Женщины не работают, мужчины работают не всегда. Такие семьи часто содержат богатые родственники в Америке, к тому же правоверные иудеи, посвятившие жизнь толкованию торы, получают солидное государственное пособие. Впрочем, сказав об этом, я уже перескочила на другую тему.
4. Религия и патриотизм
Обойти эту тематику - ничего не сказать об Израиле. На этих краеугольных камнях стоит страна. Чтобы понять многие местные особенности, нужно помнить: иудаизм не отделен от государства. Основная религия играет в повседневной жизни всех, не только верующих, столь же значительную роль, как католичество в Польше. При этом, многократно подчеркивали русскоязычные гиды, люди вполне светские, "не весь Израиль молится". Многие, кто в Советском Союзе ни в Бога, ни в черта не верил, и на земле обетованной не верят ни во что. Но многие начинают посещать синагогу или православный храм. С той разницей, что последний факт не афишируется: "Нас не поймут". Подруга даже посоветовала мне снять крестик, во избежание возможных инцидентов с мусульманами и хасидами - немногочисленными ортодоксальными иудеями, которых так любят показывать по иностранному телевидению.
Израильтяне считают, что религиозные догматы иногда тормозят развитие страны. Последнее слово в важных государственных вопросах остается не за кнессетом - парламентом, а за верховным раввином, на консультации к которому ходят и левые, и правые. Выступить открыто против сложившегося положения вещей решаются немногие. Ведь именно благодаря мощнейшему давлению иудаистов и сионистов всех стран ООН в 1948 году приняла решение об образовании Израиля. Меньше полувека - детский возраст для страны. Поэтому без болезней роста не обходится. Но не такие они страшные, если фирма "Метро клаб" предлагает три вида экскурсий по Иерусалиму: город иудейский, христианский, трех религий. И самые заядлые ортодоксы не пытаются снести христианские святыни или мечеть Омара, чей купол озаряет золотым сиянием столицу Израиля прямо за знаменитой стеной плача...
На экскурсии по христианским храмам я впервые услышала, что в 1964 году Хрущев продал внушительную территорию русского православного подворья израильскому правительству. Точнее, не продал, а на большую часть суммы попросил прислать советскому народу апельсинов. Половина из них сгнила в Одесском порту. От русских владений осталась маленькая церковь, где венчались Пугачева и Киркоров. В бывшем здании представительства Московской Патриархии находится центральная иерусалимская тюрьма. Вот еще штрих к щедрости Никиты Сергеевича, крещеного человека...
В степени патриотизма израильтяне также сумели перещеголять Советский Союз, не говоря о россиянах, склонных в последние годы к самобичеванию. Можно представить, чтобы на нашей свадьбе исполняли гимн России? Пофантазировать можно. Но получится пародия - непатриотическая. А на еврейской свадьбе израильский гимн звучит. Жених и невеста солируют, гости подпевают. Слова почти все знают, слезы на глазах. Сама видела.
Как прививается любовь к родине, для многих только исторической - не знаю. Политзанятий нет, по военно-патриотическому воспитанию диссертаций не защищают. Видимо, сама жизнь воспитывает. Как не гордиться страной, превращенной руками ее граждан из полупустыни в цветущий оазис! Да, в значительной степени Израиль существует на американскую материальную помощь. Но заслуга его властей, что эту помощь ощущают не только избранные. Вот госпиталь построен на пожертвования из-за океана, вот клуб, вот дорога и тому подобное. (Куда ж у нас-то деваются многомиллиардные кредиты?)
5. Армия и оборонное сознание
Одно из сильнейших впечатлений - отношение израильтян к своей армии. Вновь напрашиваются аналогии с российской ситуацией. Лозунг "Народ и армия - едины" в данное время принадлежит Израилю. Безраздельно.
Военнослужащих нежно называют"наши мальчики" и "солдатики". Любой проезжающий по шоссе, увидев голосующего в форме, буквально инстинктивно тормозит. В автобусе пассажиры помогают солдатам удобнее разместиться со своим багажом и автоматом. Меня, туристку, это поначалу шокирует. Спрашиваю у Маши, служившей в армии: "Почему в увольнительную ездят с автоматом? Разве нельзя оставить в части?"
- Не положено. Личное оружие должно быть всегда при себе.
- А если выстрелит случайно?
Маша смеется: "Так он не заряжен! А чтобы выстрелить, надо такую инструкцию соблюсти, что прежде тебя убьют какие-нибудь террористы."
К счастью, "моих" Машу и Мишу не убили. Во время службы раз в неделю их отпускали домой, а после предоставили льготы для поступления в университет и выплатили солидное денежное пособие. Служить в армии, которая не проиграла ни одной войны, доказав, что является оплотом безопасности страны, действительно почетно. Мамы, панически боявшиеся в России призыва, спокойно отпускают сыновей на защиту Израиля. Во многом из-за того, что слову "дедовщина" аналогов на иврите нет. Ну, не понимают израильтяне: как можно в армии недоедать, подвергаться унижениям и умирать от простуды?
Большое российское заблуждение, что в Израиле на каждом углу или стреляют, или взрывают. Реже, чем у нас. Но оборонное сознание крепко. Три войны с арабами и обстрел иракскими ракетами пригородов Тель-Авива зимой 91-го не прошли бесследно.
Марине выдали противогазы для всех членов семьи. Это на случай химической атаки. В элитных домах строят специальные бронированные комнаты-сейфы на случай ядерной атаки. В том, что арабы способны бомбу атомную на них бросить, многие израильтяне уверены так же, как в том, что утро сменит ночь.
В рейсовых автобусах постоянно работает государственное радио. Я ехидничаю: "У вас, как раньше у нас, - в эфире только официальные новости". Меня серьезно осаживают: "Страна маленькая, где что случится, должны знать все. Вдруг твои близкие поехали в тот город, где произошел теракт, вдруг ты живешь в этом месте. Надо быть в курсе".
6. Заслон терроризму
После того, как я немного "вошла в курс" этой специфики, простила многочисленным таможенникам вежливый допрос при въезде и выезде в аэропорту Бен Гурион. "Пусть пристают, зато в нашем аэропорту ни разу не было взрывов", - говорят израильтяне. И привычно, по требованию секьюрити, открывают сумки и пластиковые пакеты в любом общественном месте, удостоверения личности постоянно носят с собой. В то же время в кнесссет, центральную синагогу и верховный суд пропускают всех любопытствующих. Боязнь терактов не мешает туристическому бизнесу.
Напряженно на границе с палестинской автономией. Въезжаем в ее столицу Вифлеем через КПП. Гид умоляет русскоязычную, но разношерстную группу: "Ради Бога, молчите, что есть граждане Израиля. Мы все - из России". Опасения понятны: палестинские камикадзе не дремлют, их взрывы помнят все. Но нельзя ни в коем случае считать, что все арабы - заведомо террористы.
7. Как договориться с арабами?
Вопрос, конечно, интересный. Ответ на него в ближайшем обозримом будущем не просматривается. Арабские страны первыми спровоцировали Израиль на затяжной конфликт. Не желая мириться с новым государством, они напали на него в ночь провозглашения! Все последующие войны, по версии израильтян, также были развязаны недружелюбными соседями. Вполне допускаю, что, побывай я в Египте или Иордании, услышала бы прямо противоположную точку зрения. Тем не менее договариваться рано или поздно придется. Это не совет постороннего. Объективная реальность, многим израильтянам данная в ощущение.
В арабском городе-крепости Акко, который безуспешно пытались покорить крестоносцы (с той поры остались в тех местах арабы-христиане, члены Францисканского католического ордена), гида спросили: "Почему могущественная армия не смогла удержать маленькую территорию?" Ответ прозучал эпически: "Потому что главная ошибка крестоносцев заключалась в нежелании интегрироваться с местным населением. И я очень надеюсь, что эту ошибку не повторит современное израильское правительство".
Другого выхода, кроме поисков компромисса с палестинцами, сирийцами, иракцами и прочими мусульманами, нет. Иметь мирные отношения с Египтом и Иорданией гораздо надежнее и целесообразнее, чем "вечный бой" с Ясиром Арафатом. Но успех этих взаимоотношений зависит не только от доброй воли израильтян.
8. Национальный вид спорта
Хватит уподобляться коллегам с российского телевидения - вернусь к "обычной жизни". По моим наблюдениям, второе место после работы в буднях иудеев занимает еда - национальный вид спорта. Благо, в отличие от стоимости жилья (иногда абсолютно фантастической и не соответствующей качеству квартир) и коммунальных услуг, цена основных продуктов питания вполне умеренна. Редкий год не уничтожают излишки от трех урожаев.
Олимы, по старой привычке, часто ужинают дома. Остальные тянутся в многочисленные кафе и рестораны. Семьями и компаниями. Это недорого и очень вкусно. Но даже если к вам нагрянули гости, нет проблем приготовить приличный обед. Овощи и фрукты уже помыли на базаре или в магазине. Хлеб, сыр, колбасу и тому подобное уже аккуратно порезали при расфасовке. В салат еще на фабрике добавили соус или майонез. Филе курицы (индейки) остается поджарить или разогреть в микроволновке. Хозяйке надо лишь накрыть стол.
Свинину, между прочим, там едят. Ее можно купить в русских магазинах, как и все остальные привычные нашему бывшему народу продукты питания. Кроме одного - черного хлеба. Ну не такой он, как у нас! И поэтому тем, кто собирается в Израиль, даю бесплатный совет. Не тащите икру и водку, лучше спрячьте от зорких глаз таможенников баночку земляничного варенья или соленых груздочков, а буханочку ржаного хлебушка - обязательно. Эти гостинцы займут самое почетное место на столе где-нибудь в Ашдоде или Петактикве.
Без бутылочки доброго вина застолье не обходится. Но не более. Водка? Чуть-чуть, иногда. Тезис "Если выпивка мешает работе, брось работу", у евреев не в почете. Да и жаркий климат мешает алкоголизму. Соответственно, нет потребности в вытрезвителях.
... Уже дома, разбирая накопившиеся за поездку печатные материалы, обнаружила в памятке для туристов, посещающих верховный суд, пунктик: "Пить и есть разрешается только в кафетерии". Рассмеялась, вспомнив предупреждения гидов на привале: "В этом кафе можно сидеть со своей едой, только, пожалуйста, в специально отведенном месте". Где еще встретишь такой демократизм по отношению к посетителям "со своими самоварами", то есть сэндвичами!
9. Напоследок
Нельзя объять необъятное. Сколько ни пиши об Израиле - все будет мало. Сотой доли не сказала из того, что хотелось бы, а кому-то и это читать надоело. Но надеюсь, нашлись терпеливые, дошедшие вместе со мной до конца заметок. Не скрою, они адресованы людям непредвзятым, считающим евреев такой же нацией, как остальные. Не лучше и не хуже других. Поэтому в возможную полемику с антисемитами и русофилами вступать не собираюсь.
Возможно, некоторым написанное покажется панегириком Израилю. Замечу, что на него за много лет холодной войны в Советском Союзе вылили такую огромную бочку дегтя, что хочется разбавить ее хотя бы маленькой ложкой меда.
Вряд ли разумно России отталкивать от себя страну, где, как пел Высоцкий, "на четверть бывший наш народ", а теперь уже, наверное, на треть. И с каждым годом "русская олия" играет все более заметную роль в жизни страны, где, по меткому наблюдению кавээнщиков, "живут евреи сорока шести национальностей".
Поверьте, они все неплохо к нам относятся. О своей жизни в СССР и СНГ вспоминают только хорошее. Смотрят по кабельному ОРТ, РТР, НТВ и переживают за наши проблемы. Не стесняясь, (в отличие, например, от Германии) громко разговаривают по-русски в общественных местах. Сабры, коренные израильтяне, и арабы потихоньку осваивают русский в связи с наплывом новых туристов.
Чего нам делить, в самом деле? Бог - он один для всех и у каждого свой. Страны разные, а проблемы человеческие очень похожи. И лучше старого мудрого еврея не скажешь: "В Израиль нельзя не влюбиться, Россию нельзя позабыть". Отличный девиз для будущих путешественников на святую землю.
Ирина КРЕХОВА.
Израиль - Челябинск.