24-12-97


"Вымысел" из Верхнего Уфалея

В последние годы все чаще и чаще стали появляться на сценах страны новые самобытные театральные коллективы. И это при том, что работа их практически не финансируется государством и держится на голом энтузиазме тех, кто их создает. Удивительные люди, которые создают такие театры, не просто любят театр, они им живут. Происходит это не только в больших и столичных городах, но и небольших городках по всей стране. И это поистине удивительно, ведь, зная заранее о тех трудностях, с которыми им придется столкнуться, молодые интересные актеры, режиссеры начинают на новом месте и создают свой театр. Это как мечта о синей птице счастья, к которой все стремятся и ради встречи с которой идут на все... Именно с таким интересным, ищущим театром и познакомились челябинские зрители 12 декабря. Муниципальный экспериментальный театр "Вымысел" из города Верхний Уфалей показал нам спектакль "Эх, люди, люди" в помещении Нового художественного театра.

Спектакль поставлен по рассказам верхнеуфалейского писателя Сергея Полякова, областного стипендиата этого года, "По холодку", "Сенокос" и "Мозоль". Последние годы на сцене довольно редко можно увидеть жителей деревни, как-то постепенно сходят они со сцены, незаметно уступая место "новым русским", политикам, проституткам, в общем жителю городскому, довольно предприимчивому, вечно всем недовольному, прекрасно знающему, что, где, когда и сколько. Наверное, именно поэтому так по-человечески близки показались немногочисленному, к сожалению, зрителю герои трех новелл, пережившие и войну, и голод, и потерю мужей на фронте, и вынужденное одиночество в старости, и как-то тепло и по-доброму заботящихся друг о друге.

На сцене все более чем условно: деревенская скамья в избе, дорожки самотканые, чугунки с картошкой в мундире, маленькие мелочи - штрихи, конкретно создающие не только место действия, но и настроение. Но главная задача, конечно, лежит на плечах актеров. Практически без грима, в русских косоворотках и сарафанах из ситца, Виталий Богверадзе, Наталья Сахарова, Марина Морозова и Алексей Зевакин очень тонко и бережно перевоплощаются то в стариков и старух, одиноких и больных людей, которые, собравшись на посиделки, рассказывают друг другу и зрителям незамысловатые истории своей жизни, то в жителей деревни, собравшихся на сенокос и работающих дружно и слаженно, иногда посмеиваясь друг над другом, иногда помогая друг другу, то вдруг ополчаются против "Мозоля", человека, по их мнению, без стыда и совести.

Чем мне дорог этот спектакль, так это тем, что все, что происходит на сцене с героями, не отвлекает, а, наоборот, помогает зрителю разглядеть за всем этим главное: поют ли они песни, ворчат ли друг на друга, воюют ли друг с другом, главное - удивительную доброту, душевность героев, идущую из глубины самой, из земли. Как-то, будучи еще студенткой на практике в деревне Куливчи Варненского района, я разговорилась со своей квартирной хозяйкой - бабой Катей Чапайкиной. Чапайкиных в той деревне почти половина, на Отечественную войну семьдесят человек из их семьи ушли на фронт... Один вернулся. Так вот, слушая, как поют на сцене герои спектакля, под гармошечку и без, вспомнила я, как однажды ночью рассказывала она мне, как пели до войны в их деревне. Собирались летом по вечерам на завалинках, после тяжкого крестьянского дня, заполненного заботами и трудами, и пели. У каждого двора сидели... Устраивали перепевки: кто кого перепоет, кто звонче споет. Пели и русские народные песни и частушки. "Бывало вечером идешь по деревне, а она так и поет вся, так и звенит... А вот запомнила я, как пели в ночь на 22 июня... В жизни не забуду... Пели, как всегда, всю ночь, а под утро, как расходиться, по деревне крик пошел... Война! Как пели, так и голосить начали... Так и помню: поют и плачут, поют и плачут... Тут же утром мужики наши на фронт ушли. И затихла деревня. Как вымерла. Помирать буду, а как пели мы тогда, не забуду...." Болела у бабы Кати сломанная рука, поскользнулась во дворе, когда снег лопатой гребла, в свои-то 60 лет! И плакала она то ли от боли, то ли вспоминая песни эти, всю ночь рассказывая мне о своей нелегкой бабьей крестьянской доле, так же, как плакали героини спектакля в первой новелле - "По холодку" Настенька и Матрена, вспоминая свою жизнь, собирая по "холодку" лесную ягоду.

Порадовало, что режиссер спектакля, она же актриса театра, Марина Морозова, человек еще совсем юный, недавняя выпускница Челябинского института культуры и искусства, так тонко почувствовала автора, смогла передать на сцене любовь его к простым и незаметным людям, на которых держалась и держится наша земля, тревогу за судьбы и боль их.

Театр "Вымысел" существует всего пять лет. В Верхнем Уфалее у них есть небольшой, но уютный зал. В городе театр знают и любят. Актеры показывают свои спектакли в школах, для детей. Они сами приходят к зрителю, не ждут, когда о них кто-то что-то узнает. А это значит, что они сами завоевывают своего зрителя, отрывая детей от "видиков" и улицы. И главное, не следуют моде - играть на "современную тему", а пытаются помочь детям нашим и нам вспомнить и понять, что же такое есть доброта, любовь, терпение, человечность, и земля наша - душа наша...

Марина ДЫМОВА.