24-12-97
В общину римско-католической христианской церкви Челябинска обратился И.С. Минченко с просьбой помочь одинокой бедной женщине, живущей в Каслинском районе, - Анне Ивановне Шайдеман. Его просьба была передана настоятелю отцу Вильгельму Палешу, который высказал намерение поехать в село Маук, где проживает А.И. Шайдеман. Немедленно собрал из своих запасов кое-какой провиант, некоторую сумму денег, и мы отправились в дорогу.
...На стук в калитку из домика вышла старушка лет восьмидесяти, поначалу она отнеслась к нам недоброжелательно:
- Что стучите?! Никого я не звала! Уходите отсюда!
Мы объяснили, кто мы такие. Через несколько минут калитка открылась. Вошли во двор. Пройти в домик приглашения от хозяйки не последовало: чувствовалось, она опасается незнакомых людей. Видно, ее уже не раз пугали. Однако, когда мы подробно объяснили ей о целях нашего визита, она, поняв, что у людей, проехавших 140 километров, намерения хорошие, немного смягчилась.
Заходя через сени в жилой дом, я был поражен ужасающей бедностью. Передняя и тут же кухня не более трех квадратных метров. Здесь отопительная печь и плита. Стены и потолок облезлые, окрашены много лет назад темно-зеленой краской. Из кухни ведет проем в комнату размером не более девяти квадратных метров, где стоит старая-престарая железная кровать. На ней ни простыни, ни наволочки. Вся постель земляного цвета. Два старых стула, две примитивно сбитые из досок табуретки и кустарно сделанный старый комод - вот и вся мебель. На полу вдоль всей комнаты - картофель.
Женщина производила впечатление человека до крайности замученного и искалеченного нескончаемым тяжелым трудом: глаза постоянно в слезах, во рту - не единого зуба. Она потеряла их на лесоповале, на многолетней работе, которая была ей предопределена бывшим руководством ГУЛага только за то, что по паспорту она немка.
Вот что мы узнали: в 1918 году в семье Ивана Шайдемана родилась дочь Анна. В 1941 году, 28 августа она по указу Сталина была вместе с родителями, сестрами и братьями, депортирована в Алтайский край. В родном селе Норга Саратовской области осталось все, что было за долгие годы нажито: дом, скот, хлеб, мебель, инвентарь. Семью Шайдеман с детьми, в чем находились, в том и погнали под ружьем на станцию, посадили в телячий вагон и повезли на Алтай. Отец, мать, сестры и братья при депортации умерли от холода. Выжила только Анна, и то благодаря заботам чужих людей.
В 1942 году она была отправлена в трудармию. Ее под конвоем погнали на лесозаготовки в Туринский район Свердловской области. Здесь в лагере она проработала до 1946 года. Но на этом не закончилась ее трудовая принудиловка. Дармовая рабочая сила была нужна еще, в том числе и в Челябинской области. Анну Ивановну отправляют по приказу НКВД на лесоучасток в Маук Каслинского района. Тут она трудилась до 1972 года, отсюда и ушла на пенсию по возрасту. Пенсию она получает малую, почему и бедствует на старости лет. Католическая церковь, настоятель отец Вильгельм Палеш и священник отец Райнгард Франица решили помочь женщине. Мы обратились в службу социального обеспечения Каслей. Заведующая Н.А. Евдокарева немедленно включилась в работу для решения проблемы. Она сразу же затребовала документ, подтверждающий стаж работы А.И. Шайдеман в трудовых лагерях НКВД, на основании его была пересчитана пенсия, помогла Анне Ивановне получить удостоверение на положенные ей льготы.
Челябинская римско-католическая церковь выражает глубокую и сердечную благодарность Нине Алексеевне Евдокаревой за своевременную помощь бедной, одинокой женщине, которой судьба не дала счастья иметь детей.
Г. ВИТЛИФ.
г. Челябинск.