24-12-97


Кусочек Родины на Тихом океане

По инициативе нашей газеты Челябинск берет шефство над именным атомным подводным крейсером

Два года ожидания

В середине января 1996 года в редакцию "Челябинского рабочего" пришло письмо, отправленное, судя по штемпелю и обратному адресу, из города Вилючинск-3 Камчатской области тремя неделями ранее.

"Здравствуйте, уважаемые товарищи! Обращается к вам заместитель командира атомной подводной лодки "Челябинск" капитан второго ранга Тюрбеев Анатолий Борисович. Прежде чем написать вам, мы с командиром долго раздумывали: стоит ли обращаться с этой проблемой в газету? Не проще ли оставить все, как есть? А суть в следующем: сообщить с вашей помощью администрации города, области, всем челябинцам о том, что есть на Дальнем Востоке атомоход, носящий имя вашего города..."

На Камчатке, конечно же, не знали, что еще 9 декабря 1995 года в нашей газете появилась информация об атомоходе и даже был назван адрес флотилии, в состав которой входит "Челябинск". Этим воспользовались ветераны флота, направив подводникам приветствие и бандероль с книгами. Однако письмо Тюрбеева все равно вызывало вопросы: почему сомневались командир и его заместитель, обращаясь в редакцию? И почему мы действительно ничего не знали о крейсере, носящем имя города?

Отчасти ответы на эти вопросы были в послании самого Тюрбеева. Оказывается, командование корабля еще в январе 1995 года направляло письмо в администрацию города. В мае представителям НИИ г. Трехгорного, выходившим с экипажем "Челябинска" в море, были переданы еще одно письмо и видеокассета с фильмом о корабле. Но ответа моряки не получили... По-человечески можно понять офицеров - элиту флота, посчитавших почти годовое молчание властей за отсутствие какого-либо интереса к ним и их кораблю и не желающих более быть навязчивыми.

Оставить без внимания обращение подводников мы не могли. И в феврале 1996 года "Челябинский рабочий" вновь возвращается к теме шефства над именным крейсером, публикуя упомянутое письмо кавторанга Тюрбеева и свой комментарий. Как выяснила редакция, мэр города Вячеслав Тарасов идею дружбы Челябинска с одноименным кораблем поддерживает, ответ подводникам из администрации направлен, вопрос о формировании экипажа призывниками-челябинцами прорабатывается. Газета писала: "У Челябинска, равно как и у области, есть богатейший опыт шефства над подводным кораблем - подводной лодкой Северного флота "Челябинский комсомолец". Недавно завязались дружеские связи южноуральцев с экипажем эсминца "Безудержный" все с того же Северного флота. Тихий океан - дальше. Но неужто не откликнемся на зов "Челябинска"? В год 300-летия флота и 260-летия Челябинска это было бы вдвойне непростительно".

Но ожидаемого контакта между городом и атомоходом тогда не произошло. Переписку с Камчаткой вели только флотские ветераны, постоянно сообщая о всех новостях из жизни крейсера в редакцию. В своих письмах кавторанг Тюрбеев рассказывал о корабле, о выполнении боевых задач, о контрольных проверках и учебных тревогах, о житье-бытье моряков-подводников, интересовался ситуацией в городе и области, тем, как живут простые люди, пенсионеры. Ему и самому хотелось поделиться: было о чем рассказать, на что посетовать. "Неделю назад, - писал А. Тюрбеев, - к нам в экипаж прибыло 15 молодых матросов. Среди них ни одного из Челябинской области..."

И одной просьбы. Мы тоже не стали никого особо беспокоить. В конце ноября 1996 года газета публикует статью "Атомоход "Челябинск" пробивается сквозь лед равнодушия. Руку дружбы подводникам протягивает "Челябинский рабочий", сопроводив ее фотографией крейсера, комментарием бывшего военного моряка, капитана первого ранга Алексея Васильевича Апрелкова и подготовленной им справкой о корабле. В ней говорилось, что атомоход "Челябинск" заложен на Северодвинских верфях в 1988 году. 29 декабря 1990 года, с поднятием военно-морского флага, вступил в строй кораблей Северного флота. В 1991 году, перейдя на Дальний Восток, вошел в состав флотилии атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Лодки, подобные "Челябинску", несут 24 тактические ракеты, способные поразить цель на расстоянии до тысячи километров и разнести любое авианосное соединение противника.

Главным мотивом очередной публикации об атомоходе стало для газеты чувство ответственности за помещенное на ее страницах письмо-обращение тихоокеанцев и решение взять в меру собственных сил шефство над кораблем - тезкой родного города. Так об этом и было сообщено читателям.

Лед тронулся

Объявив о столь серьезном намерении, редакция, конечно же, понимала ограниченность своих возможностей. Но газета, вступая в год своего 90-летия и памятуя об истории области, которую порой писала собственноручно, не протянуть руку дружбы морякам-тихоокеанцам не могла.

Связаться с экипажем корабля и предложить сотрудничество, казалось бы, дело нехитрое. Если бы не "закрытость" Вилючинска, не огромное расстояние до Камчатки, не отсутствие сколько-нибудь достоверной информации о местонахождении крейсера. Никто из штабных офицеров об этом по телефону никогда не скажет. Но нам повезло.

В феврале нынешнего года экипаж в полном составе заканчивал курс переподготовки в учебном центре ВМФ в городе Обнинске Калужской области. По сравнению с Камчаткой - рукой подать. Упускать такую возможность личного знакомства было нельзя. И, главное, удалось заинтересовать в поездке в Обнинск администрацию города, представителей областного военкомата и совета ветеранов флота. Встреча состоялась. Об этом событии "Челябка" рассказала затем в публикации "Челябинск: город и крейсер. Наша газета помогла им найти друг друга. Сделан первый шаг по пути возрождения незаслуженно забытых традиций".

Не имея каких-либо официальных полномочий, делегация, тем не менее, заложила фундамент будущего договора о сотрудничестве с учетом нужд и проблем экипажа и заинтересованности города в достойной службе молодых челябинцев на именном корабле. Мы пообещали морякам постоянно следить за тем, чтобы задуманное не осталось только на словах.

Серия публикаций о крейсере не осталась незамеченной нашими читателями. Кто-кто высказывал сомнения в необходимости существовании атомного подводного флота, другие, как, например, известный художник-дизайнер Борис Гриневич, гордясь своей флотской юностью, стремились быть хоть чем-то полезными. Борис Матвеевич разработал эскизы нагрудных знаков для экипажа АПЛ "Челябинск", зная по собственому опыту насколько ценятся они среди моряков. Его работами, всегда оригинальными и, естественно, исполненными в металле ограниченным тиражом, до сих пор гордятся подводники-североморцы. К слову, Международный морской журнал посвятил творчеству Б. Гриневича свою цветную обложку.

Музей военно-морского флота в челябинской школе N 147, где бережно хранятся экспонаты с подводной лодки "Челябинский комсомолец", пополнился разделом об атомном крейсере "Челябинск". Упомянул о корабле и уже знакомый нам Алексей Апрелков в своей брошюре "Из морских глубин", изданной областным советом ветеранов. Знаменательным событием стало и освящение в Свято-Троицком храме Челябинска Андреевского флага корабля.

Словом, лед равнодушия, который, как мы боялись, мог совсем сковать лодку, постепенно таял. Старались и "челябинцы". В канун Дня военно-морского флота у берегов Камчатки сразу две атомные ракетные подводные лодки "Омск" и "Челябинск" в ходе учений успешно нанесли удар крылатыми ракетами по главной цели и кораблям охранения "противника". Стрельбы были названы самым заметным событием в масштабах всего ВМФ России. Сообщая о них, "Красная звезда" не преминула упомянуть и о том, что крепнут связи Омска со своим подшефным крейсером. Администрация города нашла возможность открыть для корабля специальный лицевой счет, решается вопрос о выделении жилья офицерам и мичманам, в честь экипажа написан гимн...

У экипажа С. Яркина такого надежного тыла пока не было. Подписать аналогичный договор они надеялись во время празднования 30-летия соединения, в состав которого входит "Челябинск". На праздник, несмотря на приглашение, представители города не прибыли: был разгар летних отпусков. Но удалось перечислить подводникам десять миллионов рублей, чтобы моряки и юбилей по-настоящему отметили, и не чувствовали себя забытыми. А затем уже экипаж уходил в море для выполнения особо важного задания. И ждали его возвращения, дай Бог, к началу декабря. На это время и перенесли встречу.

Телеграмма от Тюрбеева пришла неожиданно: "Вернулись досрочно. Встречала вся дивизия". Это значило, что боевую задачу экипаж выполнил на "отлично". До отпуска оставались считанные дни, и кавторанг сомневался в возможности делегации прибыть в Вилючинск в столь сжатый срок. Но редакция, подняв на ноги штабы ТОФа и флотилии, разработав маршрут и сроки визита, сделала все, чтобы успеть. Иначе "Челябинск" остался бы сиротой еще на год.

Поселок Рыбачий

Господи, до чего же велика Россия... От Челябинска до Камчатки - семь часовых поясов, несколько тысяч километров... Трудно сегодня представить, какими неимоверными жертвами далось нашим предкам освоение этого края, до сих пор окутанного ореолом таинственности и романтики. Нетронутая природа, действующие вулканы и горячие гейзеры, незамерзающие бухты, открытый выход в океан. Именно здесь базируется значительная часть сил Тихоокеанского флота, ведущего свою родословную с 1731 года, в том числе и флотилия атомных подводных лодок. Недаром Камчатку называют форпостом России на Дальнем Востоке.

Расположен Вилючинск на полуострове Крашенинникова, в ожерелье сопок. В это закрытое административное территориальное образование, сродни нашей "сороковке", объединились два поселка - Приморский и Рыбачий. Так что подводники-тихоокеанцы не зря считают и своим знаменитый гимн Северного флота о поселке Рыбачий - "Прощайте, скалистые горы..."

Когда-то по уровню комфортности Вилючинск был на первом месте среди всех остальных районов Камчатской области. При оценке учитывались такие показатели, как безработица, преступность, средняя зарплата и т.д. Трудно судить, удерживает ли он первенство и по сей день. Но тот факт, что у командира атомного подводного крейсера, у его заместителя нет домашних телефонов, вряд ли можно занести в перечень достоинств. Не говоря уже об уровне денежного довольствия офицеров, управляющих атомными реакторами и столь же мощным и современным оружием. Со всеми доплатами оно составляет не более 4 миллионов рублей, а чаще и менее, и до последнего времени деньги выдавались крайне нерегулярно. В конце года у многих мичманов из экипажа "Челябинска" заканчиваются контракты. Среди них немало желающих уволиться со службы. Мичман на лодке получает 1,6-1,8 миллиона рублей. Как прожить на эту сумму, если в семье есть дети, если даже такую зарплату задерживают на 2-3 месяца?

В Вилючинске поражает целая улица типовых пятиэтажек, зияющих пустыми проемами окон. В этих брошенных домах жили когда-то работники местного судоремонтного завода. В былые времена там трудилось до двадцати тысяч человек. Сейчас, из-за отсутствия финансирования, - всего две тысячи.

И все же, несмотря ни на что, край этот любим всеми, кто здесь живет. У самого берега, на котором возвышается Дом офицеров флота, на ледяной кромке греются на солнышке нерпы. В заливе отлично клюет корюшка. Зайцы, спускаясь в морозные дни с сопок в низины, чуть ли не бросаются под колеса машин. Здесь каждый - охотник или рыбак и обязательно отменный садовод. Благодаря мягкому климату по два-три десятка ведер малины и клубники снимает хозяин со своего стандартного участка. И если приходится уезжать из этих мест, расставание всегда бывает грустным.

Вилючинцы, конечно же, гордятся тем, что именно здесь базируется флотилия атомных подводных лодок. Другого такого города нет, а всякая исключительность, безусловно, служит поводом для патриотизма. Но здешний патриотизм перерастает масштабы полуострова. На самых современных подводных кораблях служат люди, обладающие не только высокими профессиональными качествами, но и глубоким интеллектом, особенной внутренней культурой, основанной на высочайшей ответственности за порученное дело и самоуважении. Говорят, президент США знает по имени всех командиров атомных подводных лодок американского флота и лично назначает на эту должность каждого из них. И если в России нет такого правила, то отнюдь не потому, что офицеров, подобных Яркину, пруд пруди. Это просто лишний штрих, характеризующий сегодняшнее отношение к армии и флоту, присущее, к великому сожалению, даже властям. Но, давая присягу, клянутся не партиям и вождям, а Родине. И для флотских офицеров, равно как и для армейских, это слово не пустой звук.

В Вилючинске мы наглядно в этом убедились. Здесь не говорят о политике, не перемывают косточки вице-премьерам, министрам и банкирам. Здесь, как и на всем флоте, борются за живучесть корабля под названием "Россия". Слава Богу, что понимание этого приходит и к руководителям других регионов. Столичного мэра Юрия Лужкова не даром прочат кандидатом в президенты. Ему действительно присуще державное мышление. Поддержка, оказанная Москвой одноименному погранотряду в Таджикистане и Черноморскому флоту, безусловно, сказалась на имидже Лужкова как государственного деятеля.

За Москвой Челябинску не угнаться. И "Челябинскому рабочему" за "Российской газетой", взявшей недавно шефство над кораблем "Бора" Черноморского флота, тоже. Да и разве в этом цель? Не важнее ли просто ощутить себя во времена всеобщего хаоса и раздрая причастными к воплощению, наверное, единственно стоящей национальной идеи: мы все - от Балтики до Тихого океана - единый народ великой страны, а не просто ее жители или население. Не этим ли всегда была сильна Россия? Не об этом ли говорится в первом русском Морском уставе: "Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги". И "Челябинский рабочий" солидарен с этой заповедью.

История продолжается

К визиту челябинской делегации, которую возглавлял курирующий в администрации города военные вопросы А. Зайков, в штабе Тихоокеанского флота отнеслись со всей ответственностью. Во Владивостоке у поезда нас встретил офицер управления воспитательной работы. Сутки до спецрейса на Камчатку мы жили на флагманском крейсере с легендарным именем "Варяг", знакомились с городом и его историей, побывали, наверное, во всех музеях. Нанесли визит на большой противолодочный корабль "Адмирал Пантелеев".

Официальную часть составляла встреча с командующим ТОФ вице-адмиралом М. Захаренко, который почти на час отложил все свои дела, чтобы обстоятельно поговорить с уральцами. Он и не мог быть беспристрастным, поскольку до нового назначения командовал именно той флотилией, в состав которой входит "Челябинск".

Как старых друзей, встречали нас в Вилючинске. Экипаж постарался сделать все, чтобы челябинцы чувствовали себя как дома. Кто знает, что такое морское гостеприимство, тот поймет насколько теплой была атмосфера за праздничным ужином.

Штаб флотилии и командование "Челябинска" показали нам все свое "хозяйство" - от пирса, у которого стоят отслужившие срок дизельные субмарины, до отсеков самого современного атомного ракетоносца, каким и является "Челябинск". Невозможно словами описать увиденное. Да и как это сделать, если крейсер по своим габаритам - тот же стандартный пятиэтажный дом, до уровня третьего этажа погруженный в воду, напичканный сотнями километров проводов и трубопроводов, всевозможными приборами и аппаратами, оборудованный тренажерным залом, сауной и солярием, уголком отдыха с меняющимися фотовитринами и ароматами леса, гор, полей... В книге почетных гостей атомохода запись, сделанная челябинцами, идет следом за пожеланиями экипажу побывавшего на лодке Г. Явлинского.

Личному составу встреча с челябинцами запомнилась передачей Андреевского флага, премиями от имени администрации города отличникам боевой подготовки и памятными знаками всем без исключения.

Церемония подписания договора о сотрудничестве между городом и крейсером прошла в кабинете командующего флотилией контр-адмирала А. Нещерета. Командир корабля капитан первого ранга С. Яркин поставил свою подпись под уже одобренным мэром Челябинска Вячеславом Тарасовым текстом этого соглашения. О событии сообщили все дальневосточные средства массовой информации. Как и о том, что сюжет не один раз прошел по каналам НТВ и ОРТ.

Вот основные положения этого документа.

"Администрация города Челябинска и командование атомного подводного крейсера (АПКР) "Челябинск", продолжая традиции шефства над именными кораблями, заложенные в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, заключает настоящий договор с целью:

- укрепления дружественных связей администрации города, трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций Челябинска с экипажем корабля;

- улучшения военно-патриотического воспитания молодежи города;

- оказания содействия в решении культурных и социально-бытовых проблем экипажа со стороны администрации города.

Командование крейсера "Челябинск":

- берет на себя решение всех вопросов, связанных с выделением наряда и закреплением необходимого призывного контингента из Челябинской области;

- организует регулярное информирование о жизни, боевой учебе и службе личного состава через газету "Челябинский рабочий", другие средства массовой информации города;

- принимает участие в совместных мероприятиях по реализации культурно-шефской работы.

Администрация города Челябинска:

- обеспечивает реализацию призыва и качественный отбор призывников для прохождения службы на АПКР "Челябинск";

- берет шефство над кораблем с целью оказания материальной, финансовой помощи, культурного обслуживания личного состава;

- оказывает содействие (по представлению командования) уволенным в запас морякам, изъявившим желание проживать в Челябинске, в трудоустройстве, социальной адаптации и обеспечении жилой площадью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключая договор, администрация города Челябинска и командование корабля обязуются внести свой вклад в дело повышения обороноспособности Отечества.

Срок действия договора пять лет. Договор вступает в силу с момента подписания".

И этот момент наступил.

Андрей ГЛУШКОВ.

НА СНИМКАХ: атомоход "Челябинск" - "ласточка", как ласково называют лодку ее командир капитан первого ранга Сергей Яркин (слева) и кавторанг Анатолий Тюрбеев.