24-12-98


180 миллионов лет

ждал камень своего мастера

Впервые с работой этого ювелира я познакомился, разглядывая коллекцию холодного оружия, украшенного златоустовской гравюрой по стали и отделанного уральскими самоцветами. Рукоять изящного кинжала украшал большой, прозрачный и ограненный камень, величиной с грецкий орех. "Горный хрусталь?" - спросил у экскурсовода. "Да". "А мастер, огранивший его, наш, местный?" "Конечно". И еще мне показали пасхальное яйцо. Оно было в натуральную величину и светилось множеством прозрачных, искристых бликов.

- Боже, какая красота! Как зовут мастера?

- Владимир Вячеславович Блинов.

- Это тот, что мечтает огранить самый большой кристалл горного хрусталя в мире, величиной в 70 тысяч карат?

- А вы откуда это знаете? Верно: говорят, что у самого Блинова и его сына Ярослава есть такая мечта, - удивленно ответила экскурсовод.

- Помнится, в центральной печати промелькнуло, что-де златоустовский ювелир мечтает огранить такой камень, и даже заметили, что, мол, этот камень ждал своего мастера 180 миллионов лет...

Захотелось встретиться с таким человеком и сыном, идущим по его стопам.

...Не буду описывать тяжелую дорогу, устремленную в гору и усыпанную крупным гравием. "Как только сюда, на Уреньгу, ходят местные жители, или привыкли? - подумалось мне. - Прямо как на Голгофу..."

Двери открыл Ярослав - молодой, лет двадцати от роду, парень с ясными и очень внимательными, даже цепкими, глазами. Отец был наверху (дом двухэтажный) и рассматривал какое-то новое приспособление. Как потом выяснилось, квадрат для обработки крупных камней. Представился просто: "Володя". У него есть жена, сын и дочь, которая в то время готовилась к поступлению в Челябинский институт культуры и искусства. Блинову нет еще и пятидесяти. Правда, сейчас он - инвалид первой группы, а когда-то был высококлассным радистом, любил бегать на лыжах, работал на Таганайской метеостанции, да и в армии служил тоже радистом и даже имел редкую спортивную квалификацию - "Мастер радиоспорта". Позже переучился на ювелира.

Но судьба часто играет человеком, и, например, от болезней никто полностью не застрахован: шесть лет назад он перенес несколько тяжелейших операций на ногах. И теперь - обезножил. Но не впал в уныние.

Блинова-старшего больше всего тянет к огранке горного хрусталя - камня чистого, светлого, беспорочного (без включений и "занавесок" - на языке Владимира). А главное, вырос помощник - Ярослав, который вначале просто помогал отцу, а потом увлекся красотой камней и сейчас делает сложные огранки. Работают сын и отец много и увлеченно. Понятно, устают, но Ярослав не хнычет, не отлынивает, не рвется на посиделки. Он хочет стать Мастером.

Последняя работа ювелиров Блиновых - большой кристалл горного хрусталя в семь тысяч карат, недавно побывавший на одной из самых престижных в мире выставок драгоценных камней, в Тусоне (штат Аризона, США). Чудо-камнем златоустовцев заинтересовались американские и особенно японские ювелиры. (У японцев, кстати, в некоторых религиозных конфессиях горный хрусталь в виде гладких шаров и резьбы на них иероглифами почитаются знаком богатства и благоденствия).

И пасхальное яйцо из хрусталя для патриарха Московского и Всея Руси Алексия II гранили Блиновы по заказу местного бизнесмена. И, конечно же, много сил и времени положил Владимир Вячеславович на огранку камней, что пошли на дарохранительницу (ту, которую восстановили для храма Христа Спасителя в Москве творческие работники художественных мастерских "ЛИК").

Сейчас отец и сын Блиновы работают над чашей из хрусталя: сама она уже почти готова, но еще нужно "сработать" ножку к ней, сделать украшения, ведомые пока только самому мастеру.

Мы разговорились о местных самоцветах, и трудно было удержаться от вопроса: "Правда ли, что Златоуст стоит на драгоценных камнях, а драгоценные гранаты из городского пруда, люди говорят, хоть лопатой греби?" - В городском пруду камни, действительно, есть - альмадин, ставролит, но они сильно разрушены и в огранку не годятся. Хорошие гранаты чаще всего встречались на Ахматовской копи. Да, вот еще: на горе Ицыл - царство гранатов! Вообще-то чего только в наших горах нет: и бериллы, и аквамарины, и даже изумруды. А вот однажды возле Медведевки, в старых копях, нашли шпинель, да не красную, как обычно, а - зеленую. Редкость, говорят, большая.

- А это верно, что вы с сыном хотите огранить огромный кристалл горного хрусталя весом в 70 тысяч карат?

- Да, верно. Это будет самый большой камень в мире. Пусть дивятся зарубежные ювелиры. Хочу вот после себя оставить такую память.

Мечта, конечно, хорошая, светлая, но если бы люди знали, как долог путь к ее завершению! Заготовка кристалла уже добыта - она похожа на болванку 250-миллиметрового артиллерийского снаряда, только концы ее конусообразны. Чтобы обработать такую махину, нужны специальные станки - обдирочный, копировальный, различные квадранты. А их пока в природе нет, и Блинову их пришлось создавать. Оказывается, любые знания в жизни могут пригодиться - как хорошо, что в молодости Владимир Блинов окончил местное ГПТУ по специальности "слесарь-ремонтник"! Это и помогло ему спроектировать необходимые приспособления и даже станочки. А по чертежам на златоустовских заводах, ныне впавших в "высочайшую" немилость, могут самого черта с рогами собрать!

...Отец и сын устали от напряженной работы. Хотят немного отдохнуть, съездить к родным в деревню, а потом взяться за кристалл-великан.

- Скоро начнем! - сказал на прощание Владимир Блинов.

И, судя по тому, что он уже сделал, ему (точнее, ему с сыном) это удастся.

РИН ПЕРЕСКОКОВ.

Фото А. ЗАЕВА.