25-01-01


Вдвое хлеб не подорожает

Слухи об этом не имеют под собой почвы, заявляют крупнейшие производители главного социального продукта

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

Ценовая волна грозит накрыть нас с головой. Сначала подняли тарифы монополисты. Следом за ними, как и предполагалось, стали пересматривать прейскуранты другие производители. Слухи о грядущем повышении цен на хлеб уже некоторое время будоражат южноуральцев.

Возможные пределы этого подорожания способны привести в шоковое состояние малообеспеченных людей. Некоторые средства массовой информации сообщили о том, что стоимость хлеба способна вырасти в два (!) раза. Что это, достоверная информация или кто-то специально организовал ложную утечку, чтобы таким образом подготовить общественное мнение к "непопулярному" шагу? Известно ведь: если ожидать худшего, а произойдет просто неприятное событие, смотреть на него будешь другими глазами, примешь более благосклонно. Однако основные производители заявляют, что никакого отношения к смелому прогнозу не имеют: это либо заявление мелких хлебопеков, либо провокация.

Хлеб не должен становиться роскошью, ибо он не только самый ходовой, но, наверное, еще и самый "пенсионерский" продукт. Это понимает местная власть, понимают хлебопеки. Поэтому резкого подорожания они не допустят. Как показывает прежняя практика, каждый ценовой скачок происходит в среднем на 20-25 процентов. Есть основания полагать, что так будет и на этот раз, хлеб не выйдет из "традиционных рамочек".

ОАО "Первый хлебокомбинат" по-прежнему остается лидером на местном рынке хлебобулочных изделий. Генеральный директор этого предприятия А. Дружинин сообщил, что повышение цен в феврале действительно возможно, ибо рентабельность производства грозит опуститься до критически низких показателей - трех-четырех процентов. Однако руководство хочет успокоить челябинцев: подорожание, конечно, будет не двукратным. "Первый" понимает: хлеб - социальный продукт, поэтому речь, в крайнем случае, может идти об отпускной надбавке в 20 процентов (примерно в этих пределах поднимаются тарифы на электроэнергию, газ, воду, перевозки и т.д.). Такую же цифру упоминает и президент "Хлебпрома" С. Мительман, хотя заводы этой ассоциации уступают по своим производственным возможностям лидеру, у них меньше запас прочности, нет своих мощностей для переработки зерна.

"Первый" выпускает в сутки примерно 180 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, заводы "Хлебпрома" - около 60 тонн. Остальные предприятия - гораздо меньше. Поэтому не секрет, кто в конечном счете "сделает погоду" в Челябинске. Есть у средних и мелких производств фирменные секреты. Когда "киты" уже переписывают ценники, они могут неделю-другую продержаться на старых ценах, чтобы "оттянуть" к себе покупателей. Но долго так тягаться со "старшими братьями" невозможно, если не подпитываешься другим бизнесом.

Действительно, последней каплей для хлебопеков стало наступление монополистов. Но это не единственная причина, вновь побудившая их внимательнее присмотреться к бухгалтерии. Динамика индексов цен, которую отслеживает областной комитет по ценам и тарифам, свидетельствует о том, что в последнее время наблюдалась некая "несогласованность" в том, как дорожал ряд основных продуктов питания. С января по декабрь прошлого года пшенично-ржаной хлеб в рознице прибавил в стоимости в среднем на 31 процент, пшеничный хлеб - на 35, а мука - на 51. То есть сырье для хлебопеков дорожало быстрее, чем сама их продукция. Значит, сколько веревочке ни виться, финал один будет.

Неизбежность ценового роста сегодня иллюстрируется и другими данными. В 1998 году сельскохозяйственные предприятия продавали тонну зерна за 550 рублей (по прошлому курсу примерно 90 долларов), а отпускная цена булки хлеба первого сорта была 1,84 рубля (31 цент). В начале 2001 года зерно покупали уже за 2800-2900 рублей (около 100-105 долларов), а буханка хлеба того же первого сорта "уходила" за 4,80 рубля (приблизительно 17 центов). Иными словами, в пересчете на мировую валюту зерно ныне стоит дороже, а хлеб дешевле, чем два года назад. Если постепенно не выравнивать эту диспропорцию - "экономика задавит", когда предприятия станут заваливаться на бок.

Некоторым утешением для покупателей может служить тот факт, что не полностью еще исчерпан другой резерв для "стабилизации" цен.

- На рынках Челябинска буханка хлеба сейчас стоит от четырех с небольшим до шести рублей, - говорит С. Мительман.- Отпускная цена у всех производителей примерно одинаковая. Но разброс торговой надбавки достаточно велик - от 12-15 в фирменной сети до 40 процентов в некоторых магазинах. При этом существуют документы, которые предписывают, что наценка в рознице не может превышать 25 процентов. Контролирующим органам следует внимательнее присмотреться к "вольностям" торговли. n