25-01-08


Давид Тухманов: "Настоящая музыка выше моды"

Один из самых известных российских композиторов раньше писал музыку для "императрицы эстрады", а теперь - для "Екатерины Великой"

На фуршете по окончании церемонии вручения народной премии "Светлое прошлое" участники вечера ни на минуту не оставляли Давида Тухманова в одиночестве. Фотографировались с ним на память, просили автографы, о чем-то спрашивали. Композитор лавировал среди столпотворения почитателей, откликаясь на их восторженные возгласы смущенной и доброжелательной улыбкой. Бремя своей славы он, как видно, несет легко и непринужденно. Объясняя свое присутствие на церемонии, Давид Федорович сказал:

- Несколько лет назад судьба свела меня с Олегом Митяевым. Прекрасный человек, талантливый артист. Идея акции "Светлое прошлое" произвела на меня большое впечатление. Эта идея очень важна сегодня. Я с радостью откликнулся на предложение Олега поехать в Челябинск. Вот только не помню, бывал ли я здесь прежде.

- Я точно знаю, что бывали. Вы приезжали сюда в мае 1986 года. В рамках Второго фестиваля советской песни проводили творческие встречи в концертных залах, рабочих и студенческих филармониях. Я тогда взяла у вас интервью для "Челябинского рабочего". Мы говорили о вашем умении создавать песни вне моды. Вы сказали: "Надо писать такие песни, которые были бы понятны людям, независимо от их вкусовых и возрастных цензов. Всегда хочется найти мелодии, которые не подчиняются моде, но всем нравятся, всеми поются".

- Не скрою, мне приятно, что мои даже самые старые песни по-прежнему востребованы. Меня приглашают и с авторскими концертами, и на музыкальные фестивали. Московская звукозаписывающая компания "Бомба мьюзик" выпустила более десяти дисков с моими песнями разных лет.

- Давид Федорович, говорят, что вы живете не только в Москве и вообще на несколько лет уезжали из России.

- Рассказывать об этом не очень люблю, но раз уж спросили: В 1990 году я уехал в Германию, причем не как эмигрант. Просто в длительную командировку, если угодно. Причиной были творческие мотивы и личные соображения. Пять лет жил там безвыездно. Начиная с 1995 года стал часто приезжать в Россию. Сейчас живу на два дома: наполовину в Москве, наполовину в Израиле. Зато в Германии теперь бываю очень редко.

- Туда же или в другие европейские страны перебрался на жительство кое-кто из челябинских композиторов. Они с трудом пробивали себе место под солнцем, желая завоевать хоть какое-то признание. Вы шли тем же путем?

- Нет. Слишком хорошо понимал: то, что я делал в СССР, вряд ли может быть востребовано в Германии - стране с другим языком и другими приоритетами в культуре. Какое-то время, для того чтобы зарабатывать на жизнь, занимался музыкой.

- То есть?

- Ну, а что может делать профессиональный музыкант? Работал с оркестром, делал аранжировки, иногда играл как пианист в ресторанах. Меня потом российские журналисты часто спрашивали с недоумением и сожалением: "Правда, что вы, такой известный композитор, не гнушались играть в кафешках?", не понимая, что это - тоже работа. Причем вполне достойная, к которой там относятся с необыкновенным уважением.

- И все же. Для СССР вы были светилом, авторитетом, музыкальным экспериментатором, а на Западе вас в этих качествах не знали.

- Я всегда стараюсь отделить внешний успех и всякого рода регалии от того, на что человек сам по себе способен. Во всяком случае, те годы запомнились интересными событиями. Я получил новый опыт. Пожить в другой стране и узнать другой образ жизни просто необходимо для творческого человека.

Но меня за годы отсутствия не забыли и в России. Молодые поколения, естественно, интересуются теми вещами, с которыми они растут. Но наиболее удачные мои песни, те, что прошли сквозь время, нравятся и молодым людям. Они говорят: "Какая хорошая песня, мы даже не знали, что она написана 30-40 лет назад". Так что не ради красивого словца сказал я вам в том давнишнем интервью: настоящая музыка - вне моды.

- Меломанам помнится ваша работа с поп-группами "Москва" и "Электроклуб" в конце 80-х годов.

- В ту пору мне было интересно попробовать себя в жанре хард-рока, сотрудничая с "Москвой". Солист этой группы Николай Носков как-то признался мне, что он сделал карьеру, став известным благодаря моим песням. Но он на самом деле замечательный певец. Что касается "Электроклуба", это была дэнсинг-группа, исполняющая легкую музыку, предназначенную, скорее всего, для дискотек. Мне это тоже было интересно.

- Из "Электроклуба" тоже вышли три звездных исполнителя: Игорь Тальков (светлая ему память), Виктор Салтыков и "императрица эстрады" Ирина Аллегрова.

- Она очень хорошая певица и замечательный человек. Нас связывают дружеские отношения. На своем творческом вечере Ирина спела песню с моего диска "По волне моей памяти", а дуэтом мы пропели "Так не должно быть".

- В интервью 22-летней давности я спросила, нет ли у вас желания заниматься крупной формой. На что вы ответили так: "Пока что все мои музыкальные идеи умещаются в небольшую по размерам, но очень гибкую и емкую песенную форму. Даже маленькая песня для меня - целый мир".

- Так и было. Но меня всегда интересовал музыкальный театр. Я давно хотел создать мюзикл - жанр театральный, но с эстрадной манерой пения, чем, собственно, он и отличается от оперы.

- И мюзиклы вы все-таки написали!

- В свое время у нас в соавторстве с Юрием Энтиным появился "Багдадский вор". Еще мы превратили в мюзикл пьесу Эрдмана "Мандат", правда, под названием "Вечер в Копенгагене". Ну и ряд других.

- Для Людмилы Гурченко вы написали "Мадлен, спокойно!"

- Это, скорее, был драматический спектакль, где достаточно много музыки и номеров, специально созданных для такой актрисы, как Гурченко, с учетом ее голоса, актерских возможностей, манеры исполнения, внутреннего образа, амплуа. В таких случаях ставится абсолютно точная задача. Я же не могу написать музыку, которую конкретный певец или певица не смогут исполнить.

Сегодня я больше занимаюсь классической музыкой, эстрада меня интересует меньше. Недавно закончил работу над очень большой оперой, которая называется "Екатерина Великая". С полным основанием называю это свое произведение оперой, ибо его не в состоянии спеть обычные вокалисты - это для настоящих певцов, владеющих бельканто.

"Екатерина Великая" - очень интересная тема, построенная на исторических эпизодах из жизни великой императрицы. Фигура достаточно противоречивая, но вызывает интерес и в нашей стране, и за границей. Мне кажется, может получиться очень интересный спектакль. Настоящий оперный спектакль для оркестра, хора и оперных солистов.

- И вы пока не знаете, кто будет исполнять ваше произведение?

- Работаем в этом направлении. Опера - творчество коллективное. Один автор мало что может сделать. Нужны и режиссер, и художник, и творческая группа. И очень серьезное финансирование. Молю Бога, чтобы все получилось!

Лидия САДЧИКОВА

Давид Тухманов родился в Москве в 1940 году. Музыку сочиняет с четырех лет. Его первый эстрадный хит "Последняя электричка" написан еще в 1961-м. В шестидесятых годах родились "Эти глаза напротив" и "Восточная песня", известные до сих пор. Тухманов - лауреат премии Ленинского комсомола за цикл патриотических песен: "Я люблю тебя, Россия", "Мой адрес - Советский Союз", "День без выстрела на Земле" и других. Первый его диск "Как прекрасен этот мир" выпущен в 1972 году, а три года спустя - диск "По волне моей памяти", ставший культовым для многих поколений. Тогда же он сочинил гимн всех времен "День Победы". Песни Давида Тухманова выпущены более чем на 20 дисках. Он автор музыки к нескольким фильмам и спектаклям. Народный артист России.