25-03-2000


Как охраняют губернатора?

Спросите Лидию Садчикову

Супруги Серафимович настойчиво просят сообщить, как охраняется первое лицо Южного Урала - губернатор Петр Сумин.

То, что охраняется, ни для кого не секрет: во всех телепередачах рядом с Петром Ивановичем наблюдаются фигуры крепких (при этом довольно симпатичных, интеллигентного вида) молодых мужчин, - тех, кого принято называть телохранителями.

Они стали столь неотъемлемой частью антуража VIP-персон, что на них (уж пусть простят!) просто не обращаешь внимания. Между тем любому понятно, что это не "фон", а щит.

Так в чьей же компетенции находится безопасность губернатора? Поиски ответа я начала с управляющего делами областной администрации К. Бочкарева. Он назвал подобную информацию закрытой, заверив, что она вне поля его обязанностей. Сообщил лишь, что существует Федеральный закон "О государственной охране", и намекнул, что ответ можно поискать либо в ФСБ, либо в ФСО, либо в ФАПСИ, либо в ГУВД. Звоню туда.

Заместитель начальника ФАПСИ (Федерального агентства правительственных связей и информации) С. Селютин:

- Вас неправильно адресовали - мы не решаем эти задачи.

Е. Умнов, командир отдельного батальона милиции ГУВД:

- Согласно указу президента, мы охраняем те объекты, которые подлежат милицейской охране, в том числе и областную администрацию. Еще охраняем здание Законодательного собрания, прокуратуру, арбитражный суд, областной суд, городскую администрацию. У нас в этих зданиях установлен пропускной режим. Губернатора охраняет, видимо, кто-то другой, не мы. Кто находится рядом с ним - не знаю.

(Странно, но именно Евгения Алексеевича я видела рядом с Суминым на нашей традиционной эстафете на приз "Челябинского рабочего" - этого высокого человека ни с кем не спутаешь. Помню, тогда подумалось: крепкая спина, надежно заслоняет губернатора...)

Первый зам. начальника ФСБ В. Субботин:

- Охраной высших государственных и должностных лиц действительно занимается ФСО (Федеральная служба охраны). Но она нам сейчас не подчиняется, и вообще такого подразделения у нас в Челябинске нет - оно действует только в Москве. Существует перечень лиц, которые подлежат охране ФСО: президент, председатель Конституционного суда и так далее. Но на субъекты Федерации ее влияние не распространяется - там вопросы безопасности первого должностного лица на его уровне и решаются.

Звоню помощнику губернатора О. Чумаку. И слышу:

- Документами нормативно-федерального значения на меня возложены функции не допустить в отношении всех сотрудников, работающих в областной администрации и за ее пределами (городских, районных и так далее), определенных преступлений или проявлений шантажа, физического воздействия и так далее. Повторяю, в отношении всех, включая Петра Ивановича. А вот кто лично его охраняет... Это не мои функции.

Пресс-секретарь губернатора П. Большаков посоветовал мне ограничиться сведениями общего характера. Он сказал:

- В целях личной безопасности ни один охранник не скажет даже близким знакомым, что он работает с губернатором, если только его не видели по телевизору. Потому что речь идет и о его жизни, и о жизни губернатора. Есть угроза покушения на губернатора? Есть! Разоблачение крупных финансовых и экономических преступлений - повод для мести. Я не знаю, к какой структуре принадлежат охранники Петра Ивановича, хотя неоднократно "ел с ними кашу". Лучший способ сохранить тайну - не знать ее.

Мужики крепко хранят тайну охраны губернатора, и теперь наши читатели понимают, почему. Поэтому я лишь спросила вице-губернатора А. Косилова, сам ли губернатор подбирает кандидатуры для своей охраны. Он сказал:

- Эти ребята работали с Петром Ивановичем еще до его прихода на губернаторский пост. Насколько я знаю, штат охраны практически не изменился. Надежные, проверенные люди.

Свои вопросы задавайте по телефону 34-01-44, присылайте по адресу: Свердловский пр., 60, "Челябинский рабочий", Л. Садчиковой.

E-mail [email protected]

(для Л. Садчиковой).