25-05-2000


Маша и бандиты

Несколько месяцев пятилетнюю девочку держали в наркопритоне в качестве живого залога

Константин СЕРГЕЕВ

Челябинск

Жила-была семья. Не простая, а "семья" в сицилийском значении этого слова. "Босс" в свое время был приближенным авторитета Косымбая, похороненного в феврале. Члены "семьи" оказывали традиционные виды услуг: настоятельно предлагали "крышу", а непокорным разъясняли, что она в наше суровое время совершенно необходима. Потому у "семьи" имелись "Мерседес-600", скромное жилье в выкупленном и перепланированном здании бывшего детского сада и богатый оружейный арсенал:

Легкие деньги порождают праздность: хозяин увлекся героином и приучил к нему жену. Дела покатились под откос. Со временем дом превратился в наркопритон, где собирались близкие к "семье", а когда зелье кончалось, на улицу отправлялся ходок с вещами для продажи. Появились и должники, у которых не было денег, чтобы расплатиться за дозу. Одного из них - Михаила - долги заставили отрабатывать. Михаил решил подставить вместо себя свою жену-наркоманку Свету. Она начала исполнять в доме роль прислуги: мыла полы, посуду, готовила героин хозяину и его гостям. За свою работу она получала около 300 рублей в месяц и наркотик. Возможно, эта история продолжалась бы и по сей день, если бы вместе со Светой в доме не жила ее 5-летняя дочь Маша:

Однажды Света в очередной раз пошла сдавать хозяйские вещи, чтобы купить партию героина. Денег за ценное добро она не получила: ее попросту "кинули", обманули. Хозяин сказал: "Пока не отдашь 10 тысяч, ребенка назад не получишь:" С той поры денег за работу Свете не платили, а Машу держали в доме и вместе с матерью никуда не отпускали. Света оказалась в ловушке и поняла, что даже если она отдаст долг, добром ее никто не отпустит - слишком много знала, слишком многих видела: В отчаянии молодая наркоманка рассказала о случившемся первому встречному милиционеру. Через некоторое время о притоне стало известно в управлении по борьбе с организованной преступностью по Челябинской области.

В беседе с корреспондентом "Челябинского рабочего" заместитель начальника отдела по борьбе с бандитизмом УБОП Юрий Хлебунов рассказал:

- Нам было ясно, что с хозяевами и гостями притона придется нелегко. Спланировали спецоперацию. К шикарному дому подъехали днем. Когда бойцы стали штурмовать здание через окно первого этажа, возникла заминка - окно было плотно завешено одеялом. На шум разбившегося стекла выбежал один из бандитов с обрезом в руках. Увидев, что в дом входит штурмовая группа из бойцов в черных масках, сразу все понял и с криком: "Здесь палево!" отбросил оружие в сторону. Скоро все закончилось. Когда уложили на пол задержанных, произвели обыск. Нашли автомат, обрез, пистолеты, металлические биты, патроны, шприцы, спецудостоверения, которыми пользовались преступники. В общем, настоящая бандитская "блатхата" с евроремонтом. Расследуя многие дела, связанные с разбоями, бандитизмом и грабежами, мы сегодня часто натыкаемся на следы, ведущие в этот притон. Многие его посетители, не имея денег на дозу, доставали их привычными для них методами:

Нашли и Машу. К счастью, девочка не пострадала. Только похудела. На вопрос, когда она ела последний раз, она ответила, что "вчера бабушка дала ей кусочек хлеба". Хлеб и вода были единственной пищей ребенка:

Сегодня заведены уголовные дела в отношении содержателей и гостей преступного логова. Им вменяются незаконное хранение оружия и распространение наркотиков. Пока: Сотрудники УБОП считают, что, без сомнения, еще "всплывут" многие эпизоды из жизни бандитов, но пока говорить об этом в целях сохранения тайны следствия нельзя:

Михаил так и не объявился. А Света, по ее же словам, хочет "завязать" с героином, забыть про все и уехать к родственникам за пределы Челябинской области, чтобы посвятить свою жизнь дочери. Очень хочется в это верить: n

Описанную ситуацию Уголовный кодекс РФ не квалифицирует как киднеппинг. Машу не похищали. Мать сама привела ее в притон, чтобы дочь жила рядом. Речь идет о незаконном лишении девочки свободы.

Между тем то, что произошло с семьей Светы, - еще одно напоминание о последствиях героиновой и иной наркозависимости. Это достаточно типичный случай. Но такие преступления носят латентный (скрытый) характер, и обычно негодяям удается избежать наказания. Могу лишь сказать, что в Уральском регионе Челябинская область держится на первом месте по раскрываемости подобных преступлений.