25-05-2000


Джихад слова

С его помощью сеют семена розни

Книги эти издаются солидными, до 100 тысяч экземпляров, тиражами и распространяются среди мусульман и тех, кто сочувствует идеям ислама о "чистоте веры" и "социальной справедливости". На Южном Урале они особенно созвучны этнически ориентированным настроениям городских "низов" и селян в национальных районах области.

:В конце 90-х годов на фоне общероссийского системного кризиса и войны в Чечне челябинцы узнали экстремизм в новом обличье: ваххабизм. Какая же мысль в нем наиболее опасна для светского общества и государства? Конечно, идея джихада как "священной войны для утверждения Слова Аллаха на Земле". Против кого? Против кафиров (неверных) и мушриков (многобожников). В эти категории потенциально может попасть любой немусульманин, а иногда в них включают всех, кто полностью не разделяет идеи радикального ислама. Почему? Да потому, что мир находится в состоянии джахилийи (невежества), вывести из которого можно только джихадом. Зачем, для чего? Для установления подлинной исламской власти (хакилийи), основанной на буквальном следовании Корану, и только в условиях исламского государства. (Правовые принципы отделения государства от церкви, свободы совести, равенства конфессий перед законом в таком варианте становятся помехой, которую нужно устранить любыми средствами).

В радикальном исламе джихад "является вершиной столпов религии и продлится до дня Воскресения". Традиционный же ислам исходит из признания ведущими "пяти столпов веры" (произнесение свидетельства, ежедневная пятикратная молитва, уплата благотворительного налога, ежегодный пост, совершение паломничества в Мекку). Возникает, на мой взгляд, значительное противоречие: если традиционный ислам на первое место ставит отношения верующего с Аллахом, то радикальный отдает предпочтение отношению верующего с обществом ради распространения религиозных идей (одна из них - таухид - единобожие).

Тиражирование и распространение книг и брошюр радикального ислама - это и есть джихад слова. И относиться к нему необходимо предельно серьезно, раскрывая конфронтационную суть исламского фундаментализма и радикализма. Маленький пример, показывающий, как это делается. В "книге единобожия" ат-Тамими дважды приводится хадис (рассказ) Айши, любимой жены пророка Мухаммада, о последних минутах основателя ислама и его словах: "Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы". Скажите, какое влияние такие суждения окажут на мусульманина, как он будет относиться после этих слов к христианам и иудеям? (Интересна такая деталь: сам хадис выделен из текста особым шрифтом, чтобы легче запоминалось читающему). A как относиться к утверждениям исламского богослова Ибн Касира о том, что распятия Христа не было, а "группы христиан поверили :из-за своего невежества и недостатка ума". Или к тому, что Ибн Теймийа "опроверг воззрения христиан о единстве Святой Троицы"?

Еще более жесткое, непримиримое отношение к отдельному направлению в исламе (хариджитам), к суфизму, ко всем тем, на кого наклеивают ярлычок "раскольника". В невежестве обвиняются политики - как марксисты, так и либералы. В итоге провозглашается, что истиной обладают только исламские радикалы.

Таковы некоторые принципы джихада слова. Что можно противопоставить этой угрозе, этому "пожару в головах людей", когда брат может пойти на брата? Слово добра и межконфессионального сотрудничества, подкрепленного делами.

ЮНЕСКО 2000 год объявлен годом тoлерантности. Будем терпимы друг к другу. Но как много еще тех, кто взращивает (пока еще словом) "гроздья гнева". Уральский "климат" достаточно суров для подобных "садоводов": мы не дадим посеять семена религиозной розни на нашей земле.

Михаил СЛЕДНЕВ,

кандидат философских наук