25-05-2000


Труба для "Газпрома"

Потеряв "проект века", область продолжает борьбу за заказы газовиков

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

"Газпрому" нужны трубы для замены износившихся и строительства новых трубопроводов. Но такие, которые в России не выпускают: диаметром 1420 миллиметров, прямошовные, с жесткими температурными, прочностными и коррозийными характеристиками. Чтобы изготовить их, необходим стальной лист шириной 5000 миллиметров, а значит, нужен современный стан "5000", способный его прокатывать. Пока стана нет, газовая монополия приобретает трубы за границей, развивая экономику и без того сытого Запада. Однако августовский кризис 1998 года встряхнул и нашу промышленность. Металлурги задались вопросом: чем мы хуже немцев? В верхах приняли принципиальное решение о том, что следует отказаться от импорта труб, начать собственное производство, повернув к своим берегам денежные реки от продажи рек голубых. Под строительство нового стана "5000", стоимость которого оценивается от 1,1 до 1,5 миллиарда долларов, были обещаны государственные гарантии. Тут началось самое интересное. Поучаствовать в захватывающем дух проекте из металлургических гигантов не захотел разве что очень ленивый. "Известия" проиллюстрировали "спор смелых" снимком, на котором люди в одеждах из оленьих шкур перетягивают что-то вроде палки, сопроводив фото издевательским замечанием: "Стан-5000, однако".

Чтобы урегулировать инвестиционные притязания претендентов, Минэкономики сформировало экспертную комиссию. Среди наиболее вероятных победителей конкурса несколько месяцев назад называлось несколько крупных предприятий, и ММК - одним из первых. Как справедливо отметила тогда комбинатовская газета, проекту строительства комплекса по производству труб большого диаметра равных по значимости и грандиозности в России нет. Реализация его может обеспечить новые рабочие места, приток колоссальных ресурсов, следовательно, солидные налоговые отчисления. Словом, было из-за чего ломать копья. Ноябрьский приезд В. Путина в Магнитку мог стать поворотным в судьбе стана-5000. Владимир Владимирович, как известно, прямых обещаний избегает, но присутствующим показалось, что к трубной инициативе "флагмана" он отнесся благосклонно, сказал, что поручит министерской комиссии изучить вопрос, в чем увиден был добрый знак. Беседы о газпромовской трубе велись и во время второго визита В. Путина в область.

Был, однако, и другой привлекательный для области вариант, который некоторые хозяйственники считают самым оптимальным. Он предполагал кооперацию Челябинского трубопрокатного завода с "Мечелом". Изготовить нужные для трубы марки стали для челябинских металлургов - не проблема. После реконструкции стан ЧТПЗ мог дать газовому монополисту трубу диаметром 1420 миллиметров. И требовалось на все про все не более 500 миллионов долларов.

Активность ММК в свете возможных перспектив, похоже, вызвала слабый ропот челябинских трубников. Не ропот даже - легкий бриз. На заседании членов Ассоциации промышленных предприятий и банков области генеральный директор ЧТПЗ А. Федоров, подчеркнув, что у каждого предприятия своя дорога, не очень сильно кольнул приверженцев областной кооперации: хорошо ли, если одним делом в регионе будут заниматься двое? Но кто бы из гигантов ни победил, область все равно выигрывала. Только случилось непредвиденное.

Шок - это по-нашему

Минэкономики собиралось обнародовать результаты конкурса в мае, а сделало это в конце апреля. Итоги многих специалистов удивили, если не сказать больше. В. Путин утвердил распоряжение правительства о размещении производства газпромовских труб на Нижнетагильском металлургическом комбинате (НТМК). Распоряжение, подписанное президентом, предусматривает создание специального акционерного общества, которое и должно возводить стан-5000. В новоявленном АО государству будет принадлежать не менее 25 процентов плюс одна акция, столько же - НТМК, который ныне переживает не самые лучшие времена. Поэтому, предвосхищая разного рода комментарии, генеральный директор комбината С. Носов заявил: "Скрытая борьба и интриги вокруг строительства в Нижнем Тагиле стана-5000 еще не закончились".

Только интриги ли это? Президент Ассоциации промышленных предприятий и банков области В. Шеррюбле считает, что в результате "переноса" стана в Нижний Тагил теряет не только регион, а вся Россия.

Говорят, что для руководителя Магнитки В. Рашникова случившееся явилось полной неожиданностью, он был обескуражен победой коллег-свердловчан. "Я не понимаю этого решения", - заметил директор на своей недавней пресс-конференции. И добавил: "Строить сегодня что-то на предприятии, которое является банкротом, - это несерьезно".

Реакция на Челябинском трубопрокатном заводе была более сдержанная. "Для нас это не трагедия", - сообщили в его пресс-службе. ЧТПЗ делает и будет делать трубы для нефтегазового комплекса страны. Трубопрокатчики пытаются выпускать бесшовные трубы диаметром 1200 и 1220 миллиметров, также пригодные для "ниток" "Газпрома". Они нагревают и раскатывают швы, получая изделие, способное выстоять под большим давлением. Уже проводилось испытание такой трубы, лопнула она не по шву, разрыв произошел на поверхности "основного металла". Словом, подходящее может получиться изделие.

Область держит удар

И все-таки почему "контракт века" достался Свердловской области, если наш регион имел более веские основания надеяться на благоприятный для себя исход? Ряд наблюдателей склоняется к тому, что подготовленный в недрах аппарата документ В. Путину "подложили" под шумок, когда еще не улеглись предвыборные страсти и ему было не до тонкостей трубного проекта. Другое мнение, не исключающее, впрочем, первое: соседи лучше пролоббировали свои притязания. Весенней гулкой ранью губернатор Э. Россель всех обскакал на розовом коне.

Однако губернатор Южного Урала П. Сумин полагает, что не все в этом деле поддается простым объяснениям:

- Это решение не экономическое, а политическое. Думаю, здесь были задействованы иные силы. Сил одной Свердловской области было явно недостаточно. И ничего не сумели бы сделать по большому счету ни мой коллега, ни директор НТМК.

В кругах, близких к руководству "отстраненных" от проекта гигантов, называют более конкретные адреса: не обошлось, мол, без скандально известных транснациональных компаний и одиозных в российской экономике личностей, имеющих в этой истории свой интерес.

Несколько слаще пилюлю делает позиция главы "Газпрома" Р. Вяхирева. Его положение позволяет не давать связывающих руки обещаний покупать только будущую продукцию НТМК. Впрочем, это легко объяснимо. Ему, утверждают знающие специалисты, сегодня выгоднее иметь дело с Германией, переправлять туда голубое топливо на три миллиарда долларов, а взамен получать на эту сумму нужные трубы. Словом, нельзя даже ожидать, что у НТМК не окажется конкурентов, а потому "скрытая борьба и интриги" еще впереди. К примеру, немецкая машиностроительная компания Mannesmann собирается продолжать аналогичный проект на "Ижорских заводах". Гендиректор "Северстали" А. Мордашов, в свою очередь, намерен развивать производство толстолистового проката. Да и в Магнитке оправились от первого потрясения, ее менеджерский корпус не смирился с утратой, хотя и старается найти хорошее в плохом: с потерей проекта потеряны большие риски.

И, конечно, не считает дело окончательно проигранным П. Сумин:

-Труба на НТМК вряд ли будет, потому что нет миллиарда долларов для строительства стана. В Нижнем Тагиле думали, что завтра правительство или кто-то еще даст кредиты, и они начнут работать. Нет этого и не будет. Мы же предлагали совершенно иной, разумный подход: берем на себя третью часть затрат, еще треть - "Газпром" (у нас договоренность с Вяхиревым в принципе была) и еще треть - это привлеченные кредиты:

Какие же выводы напрашиваются? Надо держать удар и надеяться на то, что "ветер переменится"?

- Вместе с ММК и ЧТПЗ мы продолжаем работать, - подчеркивает губернатор, - с правительством, Минэкономики. Я буду встречаться с премьером М. Касьяновым, говорить на эту тему.

К плодам этой работы сегодня можно отнести экспертное заключение об организации производства труб диаметром 1420 миллиметров на Челябинском трубопрокатном заводе, которое заместитель министра экономики С. Митин недавно направил П. Сумину. Комиссия Минэкономики рекомендует трубопрокатчикам продолжить работу по созданию таких труб. Этот проект, говорится в письме, министерство "считает перспективным и по окончательному завершению работы будет докладывать о результатах в правительство РФ. После этого можно будет говорить о проведении модернизации трубоэлектросварочного производства ЧТПЗ".

Пока это слова, мало к чему обязывающие столицу. Но ясно, что точку в этой истории ставить рано, битва "железных канцлеров" продолжается. n