25-06-98
Помнится, рассказ моего любимого Виктора Астафьева "Ловля пескарей в Грузии" привел Союз писателей к межнациональному скандалу. Астафьеву посоветовали больше не появляться в кавказской республике и много еще чего наговорили.
Ни в коей мере не отождествляю себя с живым классиком и не собираюсь скандалить с жителями альпийской конфедерации. А лишь попытаюсь рассказать о своей "рыбалке" в быстрых водах Рейна в окрестностях Базеля...
...Во время теплоходной экскурсии по Рейну я обратил внимание на небольшие домики, расставленные на сваях вдоль берега великой европейской реки. Из каждого домика торчала стрела лебедки с подвешенной на тросе квадратной сетью размером 3х3 метра.
- Что это? - спросил я у одного из пассажиров-швейцарцев.
- Как, вы не знаете? Это же рыболовные принадлежности.
Вглядевшись в контуры сооружения, заметил знакомые с детства очертания: именно такими сетями, раз в пять поменьше, рыбачили и продолжают охотиться за рыбой мальчишки и взрослые в наших краях. Опускаешь сетку на палке в воду, бросаешь приманку, ждешь, когда рыба войдет в контур, и резко дергаешь. Края, привязанные к палке, поднимаются, центр сетки провисает. Рыбе ничего не остается, как барахтаться в мелких ячейках. Она - твоя. На Южном Урале такая рыболовная снасть называется "вертолет" или "телевизор". А как ее называют в Швейцарии?
Решено: иду на рыбалку, если, конечно, процесс отлова рыбы в быстрых водах Рейна с помощью грандиозного "вертолета" можно назвать таким словом. Впрочем, найти работающий рыболовный пункт в начале мая оказалось довольно трудно. Жор у рейнской рыбы, по словам сотрудника туристического бюро в центре Базеля, еще не начался. Но адресок все-таки дал: четыре остановки на теплоходе вверх по течению реки. Хозяин домика - герр Иоганн Апфельманн. О цене договоритесь на месте.
И вот я в домике. Объясняюсь с хозяином: хочу, мол, попробовать, что такое рыбалка по-швейцарски. "Прошу вас, - улыбается господин Иоганн. - Рыбачить начнем на закате, в девять вечера. А пока, если хотите, можем приготовить барбекю. За дополнительную плату".
Гулять так гулять! Соглашаюсь на барбекю и осматриваю убранство домика. Он установлен на мостике в трех метрах над водой. Маленькая прихожая, комната - десять квадратных метров, окно с видом на Рейн, стол, два кресла, шкаф для посуды, камин, раковина. У окна - электрический пульт для спуска и подъема "вертолета". Под домиком на крючьях подвешена небольшая моторная лодка для рыбалки на спиннинг. На мостках - жаровня для приготовления барбекю (мясо готовится на железной решетке, а вкусом напоминает шашлыки).
Наконец мясо съедено, солнце склонилось к закату. Пора рыбачить! Хозяин нажимает на кнопку дистанционного управления, бросает в сетку приманку из фабричной упаковки, "вертолет" ползет вниз, скрывается под водой. "Будем ждать, - объясняет герр Иоганн. - Через полчаса проверим"...
Хозяин рыболовного домика давно на пенсии. Получает 3500 франков (примерно 14000 деноминированных рублей), на достойную жизнь хватает, а рыбалка - хобби и возможность дополнительного заработка. Конечно, приходится платить налоги и взносы в разные организации, но зато всегда на свежем воздухе, есть возможность общаться с разными людьми (журналиста из России, правда, видит впервые) и активно жить. Интересно. За рыбалку берет от 50 до 100 франков с человека.
- А как же сам процесс? Ведь нет состязания рыбака и жертвы.
- Зато гуманно. Рыба остается целой. Не понравилась - выбросил.
Через полчаса "рыбалки" хозяин включает электромотор. Сеть поднимается к мосткам. В ней трепещутся два десятка крупных окуней и плотвичек (по-нашему - чебаков). Девать улов мне некуда. И я прошу герра Иоганна отпустить рыбу в быстрые воды Рейна.
А снасть по-швейцарски называется "экраном"...
Борис ТИТОВ.
Базель-Челябинск.