25-07-2000
Чем руководствуются корпоративные клиенты при выборе обслуживающего банка? Ответ укладывается в известную всем короткую формулу "удобно, выгодно, надежно". Но обеспечить ее выполнение не так просто. Как этого удалось добиться Автобанку, рассказывает начальник управления клиентских операций Наталья Коновалова.
- За прошедший год у банка значительно увеличилось число клиентов. Кто пришел к вам на обслуживание?
- Количество открытых за период после 1 января 1999 года счетов юридических лиц увеличилось на четверть, с 28,5 тысячи до 35,1 тысячи. Основная масса новых клиентов - это региональные предприятия промышленности, торговли, сферы услуг. Самое крупное и известное среди них - "НОСТА" (Орско-Халиловский металлургический комбинат). Динамика четко связана с расширением нашей филиальной сети. Сегодня Автобанк прирастает клиентурой филиалов и отделений, обеспечивая полноценное обслуживание во всех регионах своего присутствия.
- Как учитывается специфика работы отдельных категорий клиентов при разработке новых банковских продуктов?
- Мы проанализировали потребности малого и среднего бизнеса с большой долей налично-денежного оборота. В результате создан пакет услуг для предприятий торговли и сервиса, в который включены как традиционные услуги, так и модифицированные с учетом специфики этой категории клиентов. Его преимущество в комплексности и в соотношении цена-качество обслуживания. Клиент получает реальную экономию расходов на банковское обслуживание в 25-30 процентов. К тому же его использование дает преимущество при рассмотрении его кредитных заявок.
- Что сегодня больше всего привлекает клиентов в пакете услуг?
- Деятельность торговли испытывает перепады покупательского спроса. Часто появляется необходимость срочного расширения ассортимента товаров или создания запаса на складе. В торговый час пик нередко запаздывает поступление выручки. В этих случаях важны помощь банка и опора на его финансовые возможности.
Автобанк готов предоставить краткосрочный кредит - овердрафт. При устойчивом обороте он выдается без обеспечения, под поступающие на счет деньги, а лимит кредита составит до 30 процентов от оборота по счету. Процентная ставка по овердрафту гораздо ниже, чем по обычному кредиту. Если клиент погашает его в течение дня, то процент не взимается.
Овердрафт - часть пакета услуг, привлекающая очень либеральными условиями. Чтобы подать заявку, клиент должен лишь месяц обслуживаться в банке, сохраняя достаточные обороты по счету. До принятия кредитным комитетом решения с клиентом работают сотрудники кредитного управления, управления клиентских операций, филиалов банка. Заявка рассматривается в течение всего 5 дней с момента предоставления необходимых документов.
- А как сегодня обеспечен режим платежей для клиентов, у которых есть необходимость удаленного управления счетом?
- Сейчас свыше 90 процентов таких клиентов пользуются услугами системы удаленного доступа "Электронный клиент". Она обеспечивает легкость и удобство управления счетом без посещения банка. Информация поступает в банк по различным каналам связи, включая Интернет. Операционный день в системе "Электронный клиент" продлен до 15 часов по московскому времени, а проведение внутрибанковских операций возможно до 17 часов. Кроме того, "Электронный клиент" совместим с другим продуктом Автобанка - "Интернет Сервис Банком", предназначенным для управления счетами физических лиц, например руководителя фирмы или главного бухгалтера.
- Что вы можете предложить предприятиям, которые собираются внедрить оплату товаров и услуг с помощью пластиковых карт?
- Автобанк одним из первых в России начал развивать карточный бизнес, располагает сегодня всеми технологиями и оборудованием для обслуживания международных и отечественных карт, собственным процессинговым центром. Но главным остаются факторы экономические: бесплатная установка устройств для приема карт (POS-терминалы) и их обслуживание, низкая комиссия за проведение операций. Все это позволяет торговым предприятиям при минимальных стартовых затратах и низких издержках существенно увеличить обороты. Поэтому эквайринговая сеть Автобанка постоянно расширяется.
- В стране становится популярным Интернет-бизнес. Отражается ли это на деятельность вашего банка?
- В последнее время быстро развивается самая молодая сфера торговли через Интернет. И если технические проблемы создания интернет-магазинов давно решены, то появление надежной платежной системы задержалось. В сотрудничестве с компанией IT Автобанком создана система "ЭлИТ", обеспечивающая оплату и по картам, и по счетам стандартной формы. Расчеты переведены в режим защищенных платежей. В российском сегменте сети Интернет уже несколько десятков магазинов удачно сочетают традиционные продажи и торговлю с помощью системы "ЭлИТ".
Интервью взял Ю. МАТВЕЕНКО Генеральная лицензия N30 ЦБ РФ