25-08-01
Губернатор нашей области, объявив внеконкурсный набор вундеркиндов из села и горнозаводской зоны в высшие учебные заведения, очень сильно взволновал родителей выпускников. Еще бы - открылась возможность, даже не имея много денег, дать ребенку, не обучавшемуся в гимназиях и лицеях, хорошее образование. Для кого-то, может быть, первая и единственная возможность в жизни.
По этому набору Южноуральск получил семь мест в вузы области. Но наибольший интерес для меня имеет медицинская академия. Как ни странно, но обучаться малооплачиваемой профессии лечащего врача изъявили желание сразу четыре выпускницы общеобразовательных школ, претендующих на одно место. То есть девушки это единственное место в вузе должны были "разыграть" в конкурсе между собой. Его получила бы самая способная, сдавшая вступительные экзамены только на хорошие оценки, и от этого выиграли бы и вуз, и медицина, и тот город, где стала бы потом работать выпускница. Идея губернатор-ского набора, как полагаю, в том и состоит - помочь талантливым, но преимущественно бедным. В Южноуральске эта благородная идея, на мой взгляд, трансформировалась в нечто противоположное.
Поначалу, услышав об этом, не хотелось верить сказанному. Но вот на днях по местному телевидению в прямом эфире выступил глава Южноуральска, среди вопросов телезрителей был один и по губернаторскому набору. Кто-то из горожан захотел узнать, чьи дети будут учиться в вузах за счет областного бюджета. Глава перечислил пофамильно шестерых, а седьмого не назвал, как бы вскользь упомянув, что это сын врача.
У неназванного главой молодого человека отец, действительно, является врачом. Какая у него зарплата, я не знаю. Говорят, небольшая. Но у этого же молодого человека мама - прокурор Южноуральска, чья месячная заработная плата, насколько известно, за десять тысяч. Но и это не главное. Сын врача В. Сонина и прокурора Л. Ворониной Вадим Сонин в нынешнем году уже окончил Троицкую ветеринарную академию и тут же решил, что его призвание лечить не животных, а людей. Как говорится, в добрый путь, на здоровье будущих пациентов. Но при чем тут губернаторский набор, который проводят исключительно для выпускников школ, не имеющих высшего образования?
Каким образом дипломированный специалист оказался в списке выпускников школ? В город-ском управлении образования ответили невразумительно.
Не внесли ясности и в городском управлении здравоохранения. Главный врач В. Дудик лишь удивлялся, отчего это девчата, среди которых две медалистки, сначала подали заявления в экзаменационную комиссию академии, а затем от экзаменов отказались, и сын прокурора оказался без конкурентов? Дочь стоматологов поступила в медакадемию на платное отделение. Другая, сдав первый экзамен на четверку, ушла в госуниверситет и поступила на факультет микробиологии. Третья, забрав из академии документы, поступила в колледж. Так же поступила и четвертая.
С мамой одной из них - Тамарой Богдан - мы говорили по телефону. Свою дочь она, санитарка заводского медпункта, воспитывает одна. Это трагическая семья. В ней нет отца и мужа, а на первой чеченской войне погиб сын Тамары Александровны. Ее дочь в школе круглой отличницей не была, но окончила ее без троек. Первый экзамен в академию сдала удовлетворительно и испугалась.
- Где нам было тягаться с Сониным, уже имеющим высшее образование? - с обреченностью в голосе сказала она.
На поверку оказалось, что сын прокурора на экзаменах показал не лучшие знания предметов, но поступил, хотя прав на обучение по губернаторскому набору не имеет. Конечно, не все родители знают об этом. Но главному законнику города порядок приема по губернаторскому набору должен быть известен. n
Анатолий ЛЕТЯГИН
собственный корреспондент "Челябинского рабочего"