25-08-98
Самый знаменитый актер России сегодня и завтра играет на сцене Челябинской академической драмы главную роль в поставленной им главной комедии русской сцены - "Горе от ума" А. Грибоедова. Это проект новой столичной антрепризы "Товарищество 814", руководит которой опять-таки Олег Меньшиков.
В Челябинске пройдет российская премьера спектакля, до нас его успели сыграть только за границей -в Риге. Впрочем, московские рецензенты не поленились съездить в Латвию (тем более, что событие - возвращение на сцену и режиссерский дебют Олега Меньшикова - того стоило) и описать спектакль. Вот отзыв Сергея Николаевича со страниц "Коммерсантъ-daily": "...спектакль, выстроенный как незримая анфилада, идущая в глубь театральных времен: от расписных задников Гонзаго до фанерной мейерхольдовской конструкции, от старого Малого театра к товстоноговскому БДТ. ... Громада классического текста без единой купюры, музыка Валерия Гаврилина с балалаечным русским распевом и симфоническим пафосом, роскошные бальные костюмы от Игоря Чапурина - фантазия haute couture на тему портретов Брюллова и Тропинина. Но главное все-таки - актеры. Ни одной проходной роли. Ни одного случайного персонажа. Есть сложно придуманная партия Софьи - маленькой надменной гордячки, книжной барышни с ледяными глазами и царапающими, обиженными интонациями (удача Ольги Кузиной). Ей в пару длинноногий и длиннокудрый красавец Молчалин (Алексей Завьялов), словно нечаянно перепорхнувший из парижских "Опасных связей" в фамусовскую Москву. Есть "настоящий полковник" Скалозуб (Сергей Пинчук), затмевающий всех сиянием своих эполет, галунов и бесхитростной, какой-то детской улыбкой. И тут же рядом с дебютантами опытные зрелые мастера. Игорь Охлупин - Фамусов, печальноглазый, драматичный, измученный своими тайными тревогами и страхами. Екатерина Васильева - Хлестова, рыжая задиристая примадонна, привыкшая всех подкалывать и всеми повелевать. Сергей Мигицко - неутомимый комедиант Репетилов, виртуозно проигрывающий за пятнадцать минут своего монолога все варианты судьбы русской демократии. А вместе - ансамбль".
К этой обширной цитате необходимо добавить отзывы о работе художника спектакля Павла Каплевича ("Классические колонны и величественные лестничные марши рифмовались со звонкими грибоедовскими стихами. Ампирный мрамор, казалось, озвучен монологами Чацкого, а нежно подсвеченные небеса в плафоне под колосниками были идеально приспособлены для эффектного выхода-антре и для финальной коды с каретой") и, конечно, о Чацком - Меньшикове: "Наверное, еще никогда темперамент Меньшикова не создавал такого напряженного сценического действия, такого яркого сценического портрета. "Трагический тенор эпохи" - сказано как будто про него. Миф неприступной звезды, репутация замкнутого и очень неконтактного артиста совершенно неожиданно срабатывают на весь замысел роли. Все дело в том, что Чацкий, каким его играет Меньшиков, - сама контактность, сама непосредственность и душевная открытость. Мгновенные реакции. Мгновенные слезы и смех. Рапидные уколы незлых острот и дурашливых насмешек. Его Чацкий готов любить всех, но его не любит никто. Он жаждет общения и участия, а его сторонятся и избегают. Он так и проходит едва ли не весь спектакль в обнимку со своей шубой, так и провальсирует в одиночку с воображаемой Софьей. Финальный монолог, который всегда исполняли как жестокий приговор миру фамусовых и скалозубов, Меньщиков прочитает как прошение о помиловании. Он будет плакать и смеяться одновременно. Он буквально будет сходить с ума. А вместе с ним - и весь зрительный зал. Во всяком случае, так было на недавних гастролях в Риге..."
Как будет в Челябинске, увидим и сегодня, и завтра. Но нет сомнений, что поспешить в зрительный зал стоит.
В.С.
НА СНИМКЕ: сцена из спектакля "Горя от ума".
Фото Льва НОВИКОВА ("Коммерсантъ-daily").