25-08-99


Квартирные диверсанты

Они ломают стены, "карманы". Куда можно пожаловаться?

Несколько лет бьюсь со "своим" жэком за право не мерзнуть зимой в своей квартире. Законное право, ведь я без задержек оплачиваю коммунальные услуги. Каждый год с наступлением холодов приходят представители жэка, констатируют нарушение норм, сочувствуют, обнадеживают. И так до следующей зимы.

Кому пожаловаться? Есть ли в Челябинске организация, способная решить мою и тысячи ей подобных бытовых проблем горожан?

Есть. Это Государственная жилищная инспекция. И я отправилась со своими вопросами к заместителю начальника инспекции Геннадию Пономареву.

- Да, с подобными проблемами к нам обращаются часто, - сказал Геннадий Сергеевич. - Иногда, впрочем, не по адресу, например, с вопросами о непригодности жилья для проживания. Это компетенция органов исполнительной власти. Хотя и мы к тому причастны, ибо призваны осуществлять контроль за соблюдением порядка признания жилых помещений жилыми. Если жалобщики утверждают, что обращение в органы исполнительной власти не дало результатов, тогда вмешиваемся мы.

Увы, невозможно быстро устранить все, что копилось в этой сфере годами. Но определенные задачи решаем. У нас их две.

Первая - защита прав населения на оказание жилищно-коммунальных услуг. Тарифы на них растут, а сами услуги отстают, и резко. Люди платят, а результатов не видят. Инспекция ведет контроль за предоставлением гражданам и учреждениям жилищных и коммунальных услуг, а также использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности и формы собственности.

Однако инспекция призвана защищать и интересы государства в жилищной сфере. То есть следить, как наниматели, собственники и арендаторы соблюдают "Правила пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями".

Многие забыли об этих правилах сразу же после приватизации. Началась массовая перепланировка квартир: ломаются перегородки, устанавливаются новые отопительные приборы, сантехника и прочее. Владельцы не задумываются об ущербе, который они могут нанести другим жильцам. Скажем, замена отопительных приборов должна производиться по расчету. Иначе у кого-то будет жарко, а остальные замерзнут.

Переоборудование - это вообще-то хорошее явление. Деньги есть - улучшай свои условия. Но соблюдай установленный муниципальными органами порядок. Получи разрешение, сделай проект, утверди его в соответствующих органах. Мы столкнулись с рядом фактов, когда была нарушена способность несущих конструкций и эксплуатация дома стала небезопасной. Например, ломают перегородки или делают новые проемы, а у соседей - трещины в стенах, на потолке. Начинаются жалобы. Или другой прецедент. Новые собственники, приобретя квартиру на первом этаже под магазин, решили сделать под полом склад. И до того докопались, что начал разрушаться фундамент, пошли трещины по зданию. Правда, после нашего вмешательства проблему они устранили.

Есть еще и экономический вред. Многие сегодня, купив квартиру, переоборудуют ее под бар, офис, магазин. Но они должны прежде перерегистрировать помещение в нежилое - таков приказ губернатора области. Частенько это не делается, причем умышленно, чтобы продолжать оплачивать коммунальные услуги, содержание помещения, телефона по ставкам для населения.

Как-то к нам пришло письмо. Женщина написала, что систематически сидит без света. Оказывается, сосед перегородил "тамбур". С одной стороны - нормально: никто никому не мешает. Но щиток оказался на его половине. Он время от времени выключает электроэнергию и ненароком соседку обесточивает. А проблемы-то нет - надо выключатели вынести на ее половину, и конфликт исчерпан. Он просто решил сэкономить.

- Нынче многие переоборудуют жилье по своему усмотрению. Разве вы в состоянии всех проконтролировать?

- Всех сразу - конечно, нет. Собственно, наша организация и существует не слишком давно - с 1 апреля 1998 года. А проведено более 300 обследований, обнаружено около двух тысяч нарушений, составлены предписания. Мы добились, что 90 процентов нарушений уже устранены.

- Не думаю, что жители безумно рады таким проверкам. Могут, наверное, и не пустить?

- Что значит "не пустить"? Есть управа. Можно, в конце концов, войти с милиционерами. Хотя у нас не было ни одной подобной ситуации. Чаще случается другое. Сейчас некоторые имеют по две-три квартиры, живут в одной, а другую закрыли и втихаря реконструируют на свой лад.

- И как таких диверсантов обнаружить?

- Через обращения населения. Соседи пишут, сообщают.

К слову, каждый месяц в инспекцию приходят письма от жителей области, в которых они просят помощи. Нам подконтрольно примерно 60 миллионов квадратных метров жилья. А у нас 15 инспекторов на всю Челябинскую область. Правда, существует институт общественных жилищных инспекторов, сегодня он насчитывает 126 человек. С их участием за первое полугодие проведено 40 процентов инспекционных обследований жилфонда и 30 процентов проверок предписаний. Мы всех приглашаем к сотрудничеству - ведь это в наших общих интересах. Так что звоните по телефону 37-56-65 или приходите в инспекцию по адресу: ул.Елькина, 79.

Инспекторам трудно: на каждого приходится по 30-40 тысяч квадратных метров жилья. Обследовать все квартиры мы, конечно, не в состоянии. Делаем это выборочно. Жаль, что и меры воздействия очень слабые. Инспекция не может предъявить каких-то самостоятельных санкций к собственникам квартир, кроме разъяснения и составления протокола об административном правонарушении, который отправляется в административную комиссию. Но, должен сказать, что во всех случаях, где нам приходилось вмешиваться, порядок был восстановлен.

- Батареи поставлены на место?

- Зачем! Если человек деньги потратил, чего ж мы его будем заставлять ломать. Но надо сделать расчет. Дополнительные радиаторы - еще не гарантия тепла. В многоквартирном доме все рассчитывается: давление, объем теплоносителя, его распределение. Но если нарушение угрожает жизни людей, эксплуатации здания, то "рационализатор" обязан все это за свой счет восстановить. Это предусмотрено правилами пользования жилыми помещениями. Добровольно не делает - у жилищных органов есть право обратиться в суд. Или устранить, а потом через суд взыскать средства.

- С квартирами все понятно. А как насчет многонаселенных подъездов, где только часть квартир приватизирована? Картина подчас ужасная: стекла выбиты, двери на ладан дышат, ступеньки перекосились...

- Порядок оплаты и обслуживания одинаков, независимо от того, приватизирована или нет ваша квартира. А содержание подъездов - обязанность жилищно-эксплутационных организаций. Поэтому ЖЭО за счет получаемых от жильцов средств должны производить эти работы. Другое дело, что у них тоже полно проблем. Сейчас почти 50 процентов населения не платит за услуги, дотации из бюджета минимальные. Тем не менее никто не снимал с них их обязанности. Хотя сбои в системе финансирования влияют на первоочередность тех или иных работ, необходимых для нормальных условий проживания.

- Эти вопросы тоже находятся под вашим контролем?

- Да. В сфере наших интересов - 18 крупных контрольных функций. Главное - техническое состояние зданий. Чтобы работы по техническому обслуживанию жилищного фонда, которые определены соответствующими нормативными документами, выполнялись и в полном объеме, и в установленные сроки. Скажем, содержание подвалов. Многие затоплены водой, полы первых этажей гниют, стены мокнут, коробки проемов коробит, двери перестают закрываться. На нас также возложен контроль за соблюдением сезонной эксплуатации жилищного фонда - весенне-летней и особенно зимней: как к зиме подготовимся, так ее и переживем. В нашем поле зрения - нормативный уровень и режим обеспечения коммунальными услугами. Например, чтоб вода была соответствующего качества, чтоб подавалась на все этажи и во все квартиры. ЖЭО научились "отбивать" подобные вопросы, ссылаясь на Водоканал. Начинаешь разбираться, и выясняется: сказки. Надо было принять очень небольшие меры. Где-то подкачивающий насос поставить, где-то отрегулировать систему. Мы большой группе домов в Металлургическом районе помогли решить вопрос с подачей воды на верхние этажи.

Жилищники могут работать лучше! Надо только пошевелиться. Существует определенная система обслуживания жилищного фонда. К сожалению, она многими жилищными организациями не соблюдается. Они обязаны дважды за год делать обход. Побывать не только в подъездах, подвалах, бойлерных, но и в квартирах. Все зафиксировать, составить план ремонта, подготовки к зиме. Увы, ЖЭО плохо знают состояние домов!

- А какие к ним санкции вы можете предъявить?

- Финансовые. Инспекции дано такое право - влиять рублем на ЖЭО и предприятия, оказывающие коммунальные услуги: они тоже под нашим контролем. Порядок применения этих санкций утвержден постановлением губернатора. Но это крайняя мера, наша цель другая - устранять нарушения.

Лика АНТОНОВА.

г. Челябинск.