25-10-00


Правовая Вольница

Что бывает, когда законы берется писать... подследственный

В конце сентября Генеральный прокурор РФ разослал стражам закона на местах указание. Документ предписывает вплотную заняться ревизией нормативных актов местной власти на предмет их соответствия федеральному законодательству. Правоведы и политологи расценили эту директиву как очередной шаг в целенаправленном движении нового президента к укреплению управленческой вертикали и государства в целом.

Городская прокуратура в Миассе, казалось бы, должна отдыхать: автором нормативных актов здешней власти является дипломированный юрист и к тому же председатель комитета Законодательного собрания области по законности, государственному строительству и местному самоуправлению М. Жмаев. В общем, законник в квадрате. Однако нормотворческая деятельность миасского мэра доставляет прокурору города П. Чеурину немало хлопот.

- При детальном рассмотрении постановлений главы и решений горсовета, - констатирует Павел Владимирович, - бросается в глаза, мягко скажем, неуважение к федеральному законодательству и Конституции РФ. Местные власти в определенной мере противопоставили себя государству. Поэтому мы заняли принципиальную позицию и действуем в соответствии с данными нам полномочиями.

Поначалу я пытался убеждать М. Жмаева и депутатов, однако нормального диалога не получалось. На сессиях меня выслушивали, а затем брал слово глава города и каждый раз говорил нечто вроде: прокурор, ты не прав! Если вопрос ставился на голосование, то большинство депутатов поддерживало точку зрения Михаила Юрьевича.

- Чем объяснить подобную депутатскую инфантильность - юридической неграмотностью?

- Во-первых, большинство народных избранников не ведает, что творит, - у них нет достаточных юридических знаний для адекватной оценки принимаемых решений. Во-вторых, значительная часть депутатского корпуса находится под влиянием главы. Надо отдать должное Михаилу Юрьевичу - говорить он умеет. К тому же многие депутаты являются руководителями муниципальных предприятий или учреждений, чье благополучие напрямую зависит от главного распорядителя финансов. По-настоящему независимых депутатов, способных высказывать свою точку зрения без оглядки на главу, в нашем горсовете раз-два - и обчелся.

- Итак, метод убеждения обычно не срабатывает. Что дальше?

- За три с небольшим года, минувших со дня моего назначения прокурором Миасса, сложилась определенная практика взаимодействия с городскими властями. Первым делом мы опротестовываем нормативный акт, противоречащий федеральному законодательству. Однако наши протесты и представления по поводу нарушения законов в 95 процентах из 100 остаются без удовлетворения. Обычно нам приходят различного рода отписки: мол, оснований для удовлетворения требований прокурора нет.

Следующий шаг - подача заявления в суд. Как правило, там поддерживали нашу точку зрения.

- И сколько таких дел вы выиграли?

- Пять. В них шла речь о ликвидации МГУ "Бюро технической инвентаризации", о способах приватизации муниципального имущества, о порядке контроля за торговой деятельностью, о муниципальной службе, структуре городской власти. Как правило, решения суда первой инстанции проходили все стадии обжалования, вплоть до Верховного суда.

Еще три заявления пока не рассмотрены. В одном мы оспариваем механизм взимания с предприятий платы за безабонементный проезд в общественном транспорте, в другом - придание АООТ "Миассэлектро" статуса градообразующего предприятия, в третьем - отдельные положения городского устава.

- Местные власти "берут под козырек", когда решение суда вступает в силу?

- Обычно нормативные акты приводятся в соответствие с федеральным законодательством. Хотя есть ряд вопросов, которые до сих пор остаются открытыми. Например, в 1999 году мы проверяли законность распродажи муниципальной собственности без проведения конкурсов. Выяснилось, что ряд подпунктов "Положения о порядке владения, пользования и распоряжения собственностью муниципального образования "Город Миасс" противоречат Закону РФ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества". Горсовет обсуждал тогда наш протест, но в удовлетворении отказал. Мы добились своего через суд.

- Правовая вольница на руку прежде всего чиновникам. Видимо, не случайно некоторые из них попали в поле вашего зрения. Кто именно?

- Первым был Б. Корсуков, ныне - директор городского хозяйства. В свое время он совмещал предпринимательскую деятельность с исполнением обязанностей муниципального служащего. Мы провели проверку и внесли представление главе города, поставив вопрос ребром: либо Б. Корсуков выходит из состава учредителей предприятия "Ивкор", либо он должен быть уволен с муниципальной должности. Представление было рассмотрено по существу, Б. Корсуков передал все свои акции в доверительное управление.

16 октября Миасский городской суд завершил рассмотрение уголовного дела в отношении директора МГУ "ПСП" В. Кондина. После привлечения его в качестве обвиняемого мы обращались к М. Жмаеву с требованием отстранить Владимира Яковлевича от занимаемой должности. Оставаясь директором, В. Кондин мог воспрепятствовать установлению истины. К тому же это дискредитировало органы местного самоуправления и главу города. Но мэр наше требование отклонил, написав на моем обращении: "Я сам третий год под следствием!!! Однако это не мешает ни мне работать, ни Вам расследовать!"

Были у нас данные и о не вполне законной деятельности еще одного муниципального служащего, ныне уже бывшего. Материал направлен нами в УВД города. Если же вообще о чиновниках говорить, то сейчас возбуждено уголовное дело в отношении одного из заместителей начальника УВД города. Используя служебное положение, он улучшил жилищные условия. В стадии проверки - письменное обращение об источниках финансирования и законности строительства в центре города так называемого "элитного" дома.

- В Миасс вы приехали из Магнитогорска, где в течение пяти лет работали прокурором Правобережного района. Там ситуация была иной?

- Прокурор обязан всюду отстаивать верховенство федеральных законов и противостоять незаконным действиям местных властей. Но здесь, в Миассе, противостояние достигло сильнейшего обострения. Ни у главы города, ни у большинства депутатов нет желания вникать в наши требования. Собственно, тем самым они противоставляют себя не прокуратуре даже, а закону. А там, где нет уважения к закону, начинается политический экстремизм. Однажды в разговоре со мной М. Жмаев процитировал классика. Тот утверждал, что справедливость - это закон. Вот с чем я полностью согласен!

Беседовала Ольга АЙЗЕНБЕРГ