25-10-00
Новосибирск еще раз потвердил свой статус крупного научного центра, где на высоком уровне решаются проблемы, волнующие все цивилизованные страны. На этот раз речь идет об охране природы от загрязнения промышленными сточными водами. Об этой важнейшей проблеме современности заместитель директора выставочного центра "Восточные ворота" Наталья Ермолина беседует с действительным членом ряда международных академий, в том числе Нью-Йоркской академии наук, профессором, заслуженным изобретателем РФ, кавалером Золотого знака "Рыцарь науки и искусств" Г.Л. Генцлером, директором по научной работе проектно-конструкторского и научно-исследовательского предприятия "СИБПРОЕКТ", входящего в состав Сибирского отделения Международной Академии экологии и природопользования и Академии транспорта РФ.
- Геннадий Леонидович, мы не упомянули ни серебряные медали им. П.Л. Капицы и А.С. Попова, которыми вы награждены за успехи в научной и изобретательской работе, ни другие титулы и звания. Неужели все это вы получили, занимаясь только проблемами канализации? Что это за творческая наука, способная дать столько материальных знаков признания заслуг?
- Среди множества наук, принесших заслуженную славу и Новосибирску, и России, особое место занимает наука-труженица канализация, без которой немыслимы ни подъем промышленного производства, ни экономический рост страны. И как очистные сооружения вбирают в себя сточные воды различных производств, так и канализация вбирает в себя знания других наук - химии, физики, механики, гидравлики и т.д. Но механический перенос научных знаний в иную сферу невозможен без их трансформации, творческого переосмысления. Например, с развитием авиации гидродинамика плавно переросла в аэродинамику - совершенно самостоятельную научную дисциплину. Поэтому вы совершенно справедливо назвали нашу науку творческой. По сути дела, канализация, возникшая в Англии в 1861 году, переживает второе рождение. Это связано, во-первых, с тем, что использовавшиеся ранее экстенсивные методы очистки исчерпали себя, так как их эффективность и размеры не соответствуют задачам сегодняшнего дня. Во-вторых, бурный рост промышленности привел не только к увеличению количества сточных вод, но и к изменению их качества, что затрудняет процессы очистки. В-третьих, наши ближайшие предки нанесли такой ущерб природе, что мы вынуждены на порядок уменьшать предельно допустимые концентрации загрязнений, сбрасываемых с очищенными стоками. Все это ставит перед канализаторами грандиозные проблемы, решить которые возможно лишь с помощью новых технологий и сооружений, которые и являются продуктом творческого труда. Поэтому канализация с благодарностью принимает в свои ряды созидателей, которые всегда найдут поле для творчества. Мой пример это только подтверждает.
- Геннадий Леонидович, в конце мая вы участвовали в работе выставки-конгресса "Экватэк-2000", были сопредседателем на одной из секций. Что это за мероприятие, как вы на него попали?
- В науке движения вперед невозможно без научного общения, обмена мнениями при помощи книг, статей и докладов. Причем последнее является наиболее действенным средством, так как позволяет установить личные контакты и рассказать коллегам о самых последних результатах. А совмещение конгресса с выставкой позволило донести последние разработки не только до ученых, но и до потребителей, которые имели уникальную возможность познакомиться с новинками и их авторами, получить исчерпывающую информацию и практические советы.
"Экватэк-2000" - это самое крупное в России мероприятие такого рода. Оно проводится раз в два года с 1996 года. Чтобы на него попасть, нужно, как в спорте, пройти жесткий отбор на региональных выставках, получить оценку коллег и заказчиков. В этом плане большую помощь нам оказало участие в работе выставки "Восточные ворота", где в ноябре 1999 года мы выставляли одну из своих последних разработок, докладывали научные результаты. Общение с заказчиками, коллегами, и особенно с конкурентами показало, что НИИПКП "СИБПРОЕКТ" по праву занимает лидирующие позиции на рынке канализационных технологий и оборудования. Поэтому было очень приятно узнать, что я являюсь не только участником конгресса, но и сопредседателем на одной из его секций. Кстати, сопредседателем на другой секции был академик, профессор Цинберг М.Б., президент НПФ "Экобиос", известной своими разработками в области биологической очистки сточных вод. Это доказывает, что в регионах появились кадры, способные достойно представлять Россию на международных встречах. Масса запросов и предложений, поступивших к нам в июле-сентябре, подтвердила, что выставляли новую технику и делали доклад мы не зря.
- Насколько мне известно, вы представляли нашу страну не только на международных встречах в России, но и в других странах.
- Да, мне довелось быть докладчиком на целом ряде встреч специалистов в США, Германии, Китае. Но особенно хотелось бы отметить международный конгресс в 1997 году в Словении.
Недавно образованное государство - Словения - встало перед целым рядом сложнейших проблем, без решения которых ему не выжить. И надо отдать должное президенту доктору Я. Дрновшеку, он избрал разумный путь привлечения ведущих специалистов, которых приглашают на прекрасно организованные конференции. Вкладывая минимум средств на организацию, они получают из первых рук самую последнюю информацию по интересующим вопросам: от путей развития того или иного научного направления до конкретных решений стоящих задач. Остается все полученное обработать и разумно использовать, чем их специалисты успешно занимаются. Это один из вариантов японского опыта, когда те скупали патенты. Но в данном случае продукцию получают из первых рук, что обеспечивает больший уровень новизны. Конференция, о которой идет речь, была посвящена восстановлению окружающей среды, что не менее важно, чем развитие промышленности. Особенно это было подчеркнуто на глобальном форуме по экологии, состоявшемся под эгидой ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Для тесноватой Европы это более чем актуально. Поэтому Словения сразу задала тон в этом обсуждении - в конференции приняли участие представители 23 стран от США до Южной Кореи. Был высок и состав докладчиков - не ниже доктора философии. И это при том, что конференция является первой. Решался широчайший спектр проблем, связанных с охраной природы, - от совершенствования методов контроля до практических технологий очистки сточных вод.
Конкретно передо мной стоял целый ряд задач - доложить о моих результатах в области совершенствования теории и практики создания флотационных аппаратов и водоочистных технологий на их основе, а также провести переговоры с рядом западных фирм. Переговоры состоялись во Франкфурте по дороге на конференцию, а также в самой Любляне. Приглашение я получил от американской корпорации "KROFTA", которая уже полвека производит флотационные аппараты для очистки природных и сточных вод. Естественно, они контролируют всю информацию по данной тематике, внимательно следят за тенденциями развития. Итогом этой встречи стало успешное испытание моего флотатора "СибМ-15" в Штатах и вручение мне аттестата профессора Ленокского института водных технологий, который входит в состав корпорации.
- Мне известно, что вас приглашали и на упомянутый экологический форум в Рио-де-Жанейро, о котором в последние годы много докладывал академик В.А. Коптюг.
- У меня до сих пор хранится красиво оформленное приглашение. К сожалению, форум состоялся в июне 1992-го, когда предприятие "СИБПРОЕКТ" только создавалось (март 1992-го). Было много организационных и финансовых проблем, которые не позволили мне съездить. Но сам факт приглашения тоже много значит.
- Значит, вашему предприятию всего 8 лет, а оно уже имеет такую широкую известность.
- Формально это так, но фактически предприятие намного старше. Во-первых, оно занимается проблемой очистки сточных вод, которой я отдал 23 года жизни. Поэтому мой стаж можно смело включать в стаж предприятия. Во-вторых, его творческую основу составляют конструкторы Института горного дела СО РАН, с которыми я проработал много лет. Когда в силу ряда причин конструкторское бюро было ликвидировано, его ведущие сотрудники перешли ко мне на ту же работу.
- То есть, конструкторы не только смогли себя прокормить в это непростое время, но и создают конкурентоспособную продукцию?
- Да, вы правы.
- Пожалуйста, скажите в двух словах о флотаторах. Что это такое и что именно вы создали в этой области?
- Коротко, сущность метода флотации заключается в том, что воду насыщают воздушными пузырьками, которые поднимают в виде пены налипшие на них вещества. Но за этой простотой стоит комплекс сложнейших проблем - от получения воздушных пузырьков одного размера и их равномерного распределения в потоке (и чтобы при этом не слипались, не ударялись и хорошо сорбировали загрязнения) до способа удаления пены из флотационной камеры (чтобы не разрушилась и содержала не пузыри, а загрязнения). Все это очень сложно увязать в одном аппарате из-за иногда взаимно противоположных режимов осуществления. Но главная проблема - в отсутствии теории флотационной обработки природных и сточных вод, в подмене ее теорией обогащения полезных ископаемых, которая, к тому же, сама нуждается в совершенствовании. Одна из моих последних публикаций, вызвавшая живой интерес зарубежных специалистов, как раз посвящена созданию теории флотационной водообработки. Кое-что удалось понять в кинетике процесса, в совместной работе отдельных узлов и всей конструкции в целом, оценить влияние внешних и внутренних факторов, создать основы конструирования водоочистных флотаторов. А на разработанной теоретической базе был создан целый ряд компактных флотационных аппаратов, выпуск которых успешно освоен в Новосибирске на нашем заводе. Полученные результаты проиллюстрирую одним примером. Существующие нормы проектирования без какого-либо обоснования рекомендуют принимать глубину флотационной камеры от 1,7 до 5,0 метра. Американцам удалось уменьшить эту величину до 650 миллиметров. Мне - до 150.
Но я должен подчеркнуть, что мы разрабатываем, производим и комплектуем не только флотационные аппараты, хотя они и составляют основу большинства наших технологий, но и другие сооружения, необходимые для очистки сточных вод.
- Понятно, хороший флотатор - это вдвойне хорошо. А в чем же его практический смысл?
- Флотатор - это универсальный аппарат, который может эффективно чистить сточные воды от нефтепродуктов, белков, жиров, масел и прочих подобных веществ, образующих пену. Отсюда и огромная сфера практического приложения - транспорт, добыча и переработка нефти, пищевая промышленность, машиностроение и строительный комплекс, химическое производство, переработка древесины, животноводческие и птицеводческие хозяйства и т.д. Перечень достаточно широк, как и география работ нашего предприятия - от Калининграда до Камчатки. Первым в Новосибирске мои флотаторы использовало Западно-Сибирское речное пароходство для очистки подсланевых вод и электродепо метрополитена, где удалось создать замкнутые системы водоснабжения. К настоящему времени они успешно отработали несколько навигаций. С июня 1995 года работают очистные сооружения на заводе ЖБИ-12. В августе 1999 года мы запустили очистные сооружения на Калининградском мясоперерабатывающем заводе "АКТРОС". Известно, что мясные заводы - это настоящая головная боль экологов. Поэтому в апреле этого года я вновь посетил наш объект. Приведу только один результат контроля, осуществляемого областным экологическим комитетом. При среднем содержании жиров в исходной воде (13 анализов с августа 1999 года по апрель 2000 года) 7147 мг/л (по проекту до 2000 мг/л) их остаточная концентрация составляет в среднем 9,6 мг/л. Вот такой запас "прочности" и "надежности" имеют наши флотаторы.
В объем работ, выполняемых нашим предприятием, входит весь комплекс услуг - от разработки индивидуальной технологии очистки до запуска очистных сооружений.
- Вы говорите только об индивидуальной технологии. Вы совсем не применяете типовые решения?
- Да, за все эти годы мы не использовали ни одного типового решения, поскольку только индивидуальный подход позволяет эффективно и, главное, экономично решать проблемы с очисткой сточных вод, так как ни одно типовое сооружение не в состоянии охватить все тонкости работы с конкретным объектом.
- Я думала, это связано с вашим занятием наукой, из-за которого вы отвергаете все, что создано кем-то другим.
- Напротив, именно проектировщики требуют эффективных решений, которые и создаются учеными. Поэтому научно-проектная структура предприятия "СИБПРОЕКТ" вызвана реальными требованиями сегодняшнего дня, хотя полученные результаты свидетельствуют, что созданное нами превосходит многое из существующего, поэтому имеет полное право на жизнь.
- Я посмотрела часть ваших публикаций и изобретений: Такое впечатление, что вами решены если не все, то почти все задачи канализации. У вас изобретения и по механической, и по биологической, и по физико-химической очистке воды. В вашей науке осталось хоть одно белое пятно?
- Я бы сказал так. Проблем так много, что они не только не решены, но даже еще и не обозначены. В тех же флотаторах проблем не на одну кандидат-скую диссертацию. А уж в технологии их применения непаханое поле. Исследователи могут смело идти на все 32 румба - их научные дороги не скоро истончатся до узеньких тропок. Аспирантов и просто пытливых, вдумчивых инженеров ждет немало открытий. После двадцати лет занятий наукой я могу сказать это с уверенностью.
- Если кто-то из упомянутых вами инженеров или аспирантов захочет поискать эти открытия, как найти вход на ваше поле? Принимаете ли вы аспирантов?
- Мы готовы сотрудничать не только с конкретными заказчиками водоочистного оборудования, но и распространять наши знания, привлекая новые силы. Любой желающий может прислать письмо по адресу: 630087, Новосибирск, 87, а/я N 30, отправить факс на номер 83832 106926 или электронное сообщение на адрес: [email protected].
- И последний вопрос. Расскажите немного о себе.
- В 1977 году окончил НИСИ им. В.В. Куйбышева по специальности "Водоснабжение и канализация" и три года отработал наладчиком канализационных очистных сооружений в СУ "Росводоканалналадка". На 3-м курсе сделал первое изобретение. Имея обширнейший практический материал (я объехал практически все очистные сооружения Западной Сибири), продолжал успешно изобретать, начал первые научные исследования, сделал первые публикации. Нашел две темы для диссертации, по одной из которых впоследствии защитился. До 1991 года работал в Институте горного дела СО АН СССР. Но научные рамки лаборатории мне оказались тесны, и я ушел в самостоятельное научное плавание.
Являясь научным руководителем предприятия, ни на один день не прерывал своих научных упражнений. Сейчас я автор 136 изобретений и научных публикаций. Защищался во ВНИИ ВОДГЕО. В 39 лет получил диплом члена-корреспондента Международной Академии экологии и природопользования, три года спустя - академика. Через всю свою творческую жизнь пронес безмерное уважение к канализации - науке-труженице, скромно стоящей на страже нашей израненной природы. n