25-10-00
Выводимые из боевого состава флота атомные подлодки стали головной болью властей еще в середине 90-х годов. Сейчас число списанных субмарин достигло 200. И вот в Северо-двинске ввели в эксплуатацию первый комплекс по утилизации атомных подлодок.
Северодвинские "Севмаш-предприятие" и "Звездочка" были оплотом советской военно-морской мощи. "Севмаш" заложили в 1936 году для оснащения Северного флота новыми кораблями. "Звездочка" ведет свою историю с 1954 года. Предприятие ремонтировало и переоборудовало военно-морские корабли и подводные лодки, в том числе атомные. Сейчас "Севмаш" и "Звездочка" эти подлодки утилизируют.
Комплекс на "Звездочке" сооружен на средства американского налогоплательщика в соответствии с соглашением между Россией и США "О сокращении взаимной угрозы". В 1999 году здесь же на норвежские деньги было пущено в эксплуатацию хранилище жидких радиоактивных отходов. Теперь при их переработке 5 тыс. кубометров отходов ежегодно превращаются примерно в 35 кубометров "сухого остатка". Для эвакуации отходов вместе с облученными металлоконструкциями реакторов на предприятие "Маяк" в Челябинской области достаточно одного железнодорожного специализированного эшелона в год. А вода после тщательной очистки и многоступенчатого контроля будет сливаться в море.
Сейчас Северодвинск может увеличить темпы утилизации списанных атомных подлодок - с 5-6 до 10-12 в год. В начале ноября будет введен в строй комплекс, подобный северодвинскому, и на заводе "Звезда" в Большом Камне Приморского края. Он строился на японские деньги в рамках соглашения между Россией и Японией "О сотрудничестве в целях содействия в области ликвидации подлежащего сокращению в России ядерного оружия". Проект возник после того, как в 1993 году танкер Тихо-океанского флота слил в Японское море 500 кубометров низкорадиоактивных отходов, а соседи устроили дипломатический скандал, из которого мы ухитрились извлечь пользу.
В этом году российские ведомства запланировали утилизировать 15 субмарин, а с 18 лодок выгрузить атомное топливо. В 2001 году темпы утилизации можно будет довести до 20-25 подлодок. В итоге головную боль можно будет ликвидировать за 12-15 лет. Стоимость полной утилизации одной подлодки составляет 5-7 млн. долл. За чистый от радиоактивности металл можно выручить не более 1 млн. долл. Еще какие-то средства поступают от продажи на лом старых надводных кораблей, но они не в состоянии полностью закрыть оставшуюся финансовую брешь. Минатом может выделять средства лишь на выгрузку и переработку отработавшего ядерного топлива. Где найти остальные деньги?
В августе правительство Великобритании решило выделить России 120 млн. долларов. Произошло это после того, как группа британских экспертов побывала в Североморске. Эксперты поразились увиденному: состояние 100 списанных подлодок настолько плачевное, что они могут затонуть в любую минуту прямо у причалов, а последствия чреваты серьезными неприятностями едва ли не всему бассейну северных морей. Вот и сочли британцы за благо дать нам денег.
От США и Японии удалось получить еще 100 млн. долларов, часть этих средств пошла на сооружение двух комплексов по переработке отходов. Всего же для полного решения проблемы с атомными субмаринами в ближайшие 12-15 лет потребуется еще 1,6-1,8 млрд. долларов. Это при условии, что все средства пойдут в дело и ничего не будет украдено.
Михаил КЛАССОН,
ИА "Московские новости"