25-11-04


Внуки Остапа Бендера

Лидия САДЧИКОВА

cпециальный корреспондент

Мою лучшую подругу и однокурсницу Ольгу Белан трудно чем-либо удивить. В последнее время она - главный редактор еженедельника "СПИД-инфо". Ну, тут все больше о любви да о взаимоотношениях полов. Однако многолетняя журналистская практика в столичной прессе сталкивала ее с массой невероятных ситуаций, острых тем. Среди героев ее публикаций встречались и "шпионы"-антисоветчики, и диссиденты, и представители криминалитета, и другие экстремалы. В общем, Ольга - "тертый орешек" и закаленный человек. Однако ее электронное письмо, полученное мною, дышало возмущением. Привожу его почти полностью:

"Вот, дорогая подруга, дождалась я, наконец, от тебя "весточки"! Приходил ко мне сейчас какой-то жук, назвался Михаилом Борисовичем. Выглядит, как бомж. Если бы он твоим именем не прикрывался, сроду бы его ко мне не допустили. Но про тебя он очень высокими словами говорил. А уж как он твоего сына Антона расхваливал и его успешную работу в "Комсомолке"! Ну просто где слова такие находил! Я слушала, радовалась и таяла. О себе он рассказал жуткую историю - прямо уголовщина. Как его "кинули", как он в тюрьме сидел - все так правдоподобно и жалостливо. Не ел, говорит, три дня. Предлагал материал про криминал среди высокопоставленных чинов, но это не наша тема, я посоветовала ему обратиться в газету "Совершенно секретно". А еще денег попросил, якобы взаймы, на дорогу в Челябинск, я дала ему 2,5 тыс. рублей. Обещал, что через тебя или Антона вернет. Но что-то я засомневалась. Что у тебя за знакомые такие? Разберись со своими связями! Кто хоть такой этот Михаил Борисович, правда, что вы с ним вместе работали в "Челябинском рабочем" и в одном кабинете семь лет напротив друг друга сидели? Просто не верится - такой уголовный элемент... Интересно, доберется ли он до Челябы и что будет дальше? Напиши, если узнаешь".

Получив столь неожиданное письмо, я схватилась за телефонную трубку и позвонила в Москву. Моей любимой подруге от меня жутко досталось. Чего бы ей самой не позвонить мне, прежде чем общаться с чужим дядькой, вызвавшим сомнение! Да, это на самом деле мой бывший коллега, правда, в редакционном кабинете мы с ним "отсидели", к счастью, всего год, да и тот мне показался испытанием. Миша запомнился мне как небездарный журналист, но довольно скользкий человек, склонный к сплетням, бредням, завиральным идеям. Денег в долг ему давать не любили: он их трудно возвращал. Потом (более десяти лет назад) он ушел из журналистики в свободное бизнес-плавание. Изредка появлялся, хвастался успехами, рассказывал несусветные сюжеты из своей коммерческой деятельности, которые потом опровергали общие знакомые. И вот он когда и где "проявился"!

Воображение мое нарисовало, как бродит бывший челябинец Миша по огромной, многолюдной Москве, используя примитивные, но действенные способы "сравнительно честного" отъема денег у жалостливых и впечатлительных сограждан. Правда, Остап Ибрагимович до ролей бомжей и зеков не опускался.

"Вдруг с ним и вправду что-то приключилось?" - разволновалась я. Поделилась с сослуживцами. Выяснилось, что Миша-Бендер уже, как говорится, полстраны прошел. Журналистское братство тесное: всюду при желании можно найти людей, с которыми коллеги из других российских городов либо вместе учились, либо стажировались, либо участвовали в семинарах. Вдруг он еще не раз сподобится спекулировать и на моем имени?!

А вчера узнаю, что подобная история коснулась моей челябинской приятельницы, владелицы салона красоты. Работавший там массажист молниеносно сумел собрать "в долг" приличные деньги с богатеньких клиентов, уверяя, что нужно срочно внести солидную сумму за новое супероборудование для кабинета массажа. Поверили и дали, ибо репутация у хозяйки салона безупречная. А бендеровский "потомок" срочно уволился. И след его простыл.

Да и мой бывший сослуживец до Челябинска, видимо, так и не доехал. Подруга молчит. Сердится, наверное. Надо бы ей его долг выслать: