25-11-97
Женщина, держащая младенца на руках. Мадонна. Возможно, это один из лучших снимков в мировой фотографии на эту вечную тему. Не случайно в начале 70-х за него была присуждена одна из самых престижных фотонаград в мире - "Золотая роза".
Снимок вошел в золотую коллекцию работ челябинских фотомастеров. Много раз публиковался и выставлялся.
В одном из фотоальбомов он оказался на одном развороте со стихотворением Людмилы Татьяничевой.
Наперекор
Изменчивой молве
Художники
Прославили в веках
Не девушку
С венком на голове,
а женщину
с младенцем на руках.
Девичья красота
Незавершенна:
в ней нет еще
душевной глубины.
Родив дитя,
рождается Мадонна.
В ее чертах -
Миры отражены.
Автор этой фотографии - Владимир Белковский, один из создателей и бессменный художественный руководитель Челябинского городского фотоклуба. В ноябре прошлого года фотомастер безвременно ушел из жизни... И сегодня вспомнить о нем хочется с помощью главного снимка, в котором "миры отражены" - "Мать", "Уральская мадонна". Под такими названиями он живет в фотоискусстве.
Отец никогда не рассказывал историю рождения этой фотографии. Понял я ее "тайну", обнаружив недавно в семейном архиве снимок, из которого, видимо, и выкристаллизовалась "Уральская мадонна". Скажу лишь одно: женщина на нем - в полный рост, и надо было быть истинным художником, чтобы разглядеть в снимке для семейного альбома фотошедевр.
Фотография эта стала талисманом. Два десятилетия она живет и в квартире нашей семьи, и в Москве, в семье Николаевых, прекрасная половина которой и стала "уральской мадонной".
А снимок, который публикует сегодня "Челябинский рабочий", был сделан в октябре этого года в Москве, во время работы выставки "Жизнь бесконечна".
Марина, которая когда-то "позировала" на руках своей мамы, уже давно москвичка, была членом сборной страны по художественной гимнастике, несколько лет, как сама стала мамой. Мадонной.
"Герои моих снимков - родные, друзья, соседи, люди совсем незнакомые", - писал когда-то о своих работах отец. Могу добавить сейчас: многие люди, став героями его фотографий, на долгие годы становились добрыми знакомыми. Таковыми стала и семья "уральской мадонны".
О фотографии часто говорят: "остановленное мгновение". Такое определение больше подходит к репортерской работе. Фотохудожник стремится сделать мгновение символом вечности. Таким снимком, думается, стала и главная работа Владимира Белковского - "Уральская мадонна".
Сергей БЕЛКОВСКИЙ.
Челябинск-Москва.