26-01-05
Феликс Разумовский закончил работу над двадцатисерийным документальным исследованием о гражданской войне "Кровь на русской равнине", которое начало выходить на канале "Культура" еженедельно в рамках цикла "Кто мы?"
Феликс Разумовский рассказывает о съемках в Сибири.
- Наш новый цикл посвящен самой известной и одновременно самой неизвестной войне в истории России - гражданской. Известной ее можно назвать потому, что о ней много написано и, казалось бы, все исследовано; неизвестной потому, что все события тех лет просеивались советскими историками через мелкое идеологическое сито и преподносились тенденциозно советской властью. Советская власть стала властью именно в результате гражданской войны. В 1917 году был совершен государственный переворот, приведший к гражданской войне. Советская историческая наука представляла события тех лет таким образом, что гражданская война началась после революции и целью ее было отстоять и защитить революционные завоевания. Гражданская война - это великая русская смута, начавшаяся еще в 1903 году, и смысл ее состоял не в противостоянии различных группировок, а в том, что был запущен механизм саморазрушения русского мира. Определяющим классом для России начала ХХ века было крестьянство. И крестьянство, которое так любила и идеализировала наша интеллигенция, стало постепенно разрушать государство, культуру: Большевикам удалось взять под контроль и направить процесс саморазрушения нации в нужное им русло. И с этой точки зрения роль противников большевиков заключалась не столько в том, чтобы покончить с большевиками, сколько в том, чтобы остановить русскую смуту. Тогда это понимали немногие. Одним из тех, кто понимал глубинный смысл происходящего и попытался остановить смуту, был Александр Васильевич Колчак, деятельность которого в период гражданской войны связана с Уралом и Сибирью и больше всего - с Омском, где, как известно, была столица белогвардейской России, где размещались правительство, ставка главнокомандующего, Сенат и многое другое.
- Почему столицей стал именно Омск?
- Прежде всего Омск был выбран из-за своего наиболее удобного стратегического местоположения. В начале гражданской войны на территории России, не захваченной большевиками, существовало восемнадцать белогвардейских правительств, которые впоследствии были объ-единены в единое правительство в Омске. Поражает разобщенность и несогласованность действий антибольшевистских сил. К примеру, всего одному иностранному корпусу - чехословацкому, восставшему в мае 1918 года и насчитывавшему всего сорок тысяч человек, удалось освободить от большевиков огромную территорию - от Самары до Владивостока. И этот факт говорит не о доблести чехословацкого корпуса, а о степени разложения русской армии, ничтожно малой частью которой и был этот иностранный корпус. Странно, но тогда большинство людей понимали революцию и гражданскую войну как политическую борьбу и пытались противостоять большевизму политическими средствами, создавали всевозможные комитеты и партии, объединялись члены бывшего Учредительного собрания, разогнанного большевиками. Они предполагали, что русский народ окажет вооруженное сопротивление большевикам, но у любой армии должна быть цель, у русской армии тех лет, состоявшей из бывших дезертиров первой мировой войны, цели не было, а значит, не было и армии. Кстати, у чешского корпуса цель была - образование независимого государства Чехословакии, и они этой цели достигли. В России смута - это сумасшедший дом. Можно ли проводить демократические выборы в сумасшедшем доме? В стране был поставлен своеобразный эксперимент: возможно ли победить смуту политическими методами? Ответ один: нельзя! Либеральная интеллигенция продолжала тешить себя иллюзиями в отношении русского мужика, "народа-богоносца". Иван Бунин поразительно прозорливо назвал такое отношение к мужику великим дурманом, писатель пытался предостеречь русское общество, говоря, что у русского мужика звериный лик, и не надо будить зверя.
- И в то же время Бунин описал благостное единение барина и мужика, людей разных социальных слоев в рассказе "Косцы".
- Была и такая Россия. Но в 1917 году гармоничный мир был полностью разрушен, за него предстояло ожесточенно бороться. Для того чтобы возглавить борьбу, необходим был национальный лидер, и таким лидером вполне мог бы стать Колчак. Каким только монстром не пытались представить его большевики! Тем не менее Александр Васильевич Колчак - это наш национальный герой, трагический герой. Он мог бы остановить русскую смуту, как князь Пожарский.
- Трактовать гражданскую войну как смуту стали достаточно давно. Свою знаменитую книгу А.И. Деникин назвал "Очерки истории русской смуты".
- Вы правы, такое понимание гражданской войны было у лидеров белого движения. В начале гражданской войны на территории России, не захваченной большевиками, существовало восемнадцать белогвардейских правительств. Представители этих правительств собрались на съезд в Уфе и образовали единое правительство. Абсолютно беспомощное. И назвали его Директория.
- Как во времена французской революции.
- Позаимствовав название у французов, они не учли разницы двух революций: французскую революцию сделало третье сословие, а петроградский переворот 1917 года - солдаты запасных полков, расквартированные в городе. Так вот что на объединительном съезде в Уфе предложил Колчак? Немедленно прекратить всякую политическую борьбу! Речь идет, сказал он, не о политических разногласиях, а о том, будет Россия или будет совдепия. Мечты о созыве нового Учредительного собрания необходимо отложить до лучших времен. Он одним из первых понял глубинный смысл происходящего в стране. Через десять дней после октябрьского переворота Колчак организовал пресс-конференцию и собрал журналистов для того, чтобы публично заявить о том, что необходимо спасать нацию. Он поставил абсолютно точный диагноз: вопрос в те дни стоял не в политической плоскости, а в национальной. Как остановить смуту? История России свидетельствует о том, что одного князя Пожарского недостаточно, необходимо еще и нижегородское ополчение, национальный подъем. В Омске было распространено обращение главнокомандующего к нации. Два важнейших лозунга этого программного документа - труд и жертвы (полная противоположность большевистскому лозунгу "Грабь награбленное!") Сподвигнуть к созидательному труду и неизбежным в данный исторический момент жертвам никого не удалось. Программу спасения нации Колчака не поддержало ни крестьянство, ни казачество, ни интеллигенция. Именно здесь, в Омске, "белой столице России", была сделана попытка спасти нацию от саморазрушения. И с этой точки зрения Омск - один из важнейших городов в истории России.
- Cохранились ли в городе памятные места, связанные с пребыванием в городе Колчака?
- Большинство зданий того времени, в том числе и то, где размещались штаб Колчака, Сенат, сохранилось. Церквей, к сожалению, разрушили много. Другое дело, что жители мало знают об истории города тех лет, нет памятных досок, не говоря уж о музее Колчака. Когда мы приехали снимать программу в Омске, то без труда нашли здание, в котором размещалась ставка Колчака: сегодня там загс. В Омске мы познакомились с удивительным человеком - Владимиром Ивановичем Коликом, который собирает мебель, предметы быта эпохи гражданской войны в своем домашнем историческом музее. Любезные сотрудники загса предоставили помещение в наше полное распоряжение на два дня, мы привезли туда вещи из собрания коллекционера, и на время съемок мы создали музей Колчака - кабинет и приемную. Жаль, что только на время съемок. Почему в "белой столице" нет музея Колчака? Не увековечена память о самой, думаю, яркой странице в истории города. Кто-то, возможно, скажет, что у нас в стране достаточно музеев, но это не так. В Польше столько же музеев, сколько и у нас, даже больше, а территория насколько меньше! Вы спросите, почему? Потому что у поляков много проблем, но нет одной, отсутствие которой и помогает им решать все остальные, - у них все в порядке с историческим сознанием. Прошлое страны их многому учит.
:Вспомнились знаменитые слова Колчака, произнесенные им незадолго до гибели: "Дайте мне людей!" Народу полно, а людей нет. Омск сегодня похож на областной центр советского времени. В городском музее под фотографиями тех лет подписи: "Жертвы колчаковского террора". Однако о большевистском терроре, который по размаху и жестокости превосходил колчаковский, ничего не говорится до сих пор.
- Однако колчаковский террор в городе был.
- Ставить знак равенства между "белым" и "красным" террором невозможно по характеру и смыслу этих явлений. Без террора большевики были не в состоянии удерживать захваченную власть, "красный" террор - важнейшая часть политики, экономики, вооруженных сил. Что касается "белого" террора и, в частности, колчаковского, - это прежде всего необходимая практика по пресечению насилия и бандитизма. Столыпину с помощью "троек" удалось остановить смуту в 1906 году, хотя его и обвиняли в использовании "столыпинских галстуков". Память о столь важном для нас событии, которое происходило в Омске, - попытке остановить русскую смуту, которая не остановлена и до сих пор, утрачена. Одна из главных проблем нашего Отечества - утрата подлинности. Политтехнологи научились замечательно подменять реальное мнимым.
- Место гибели Колчака никак не увековечено?
- Колчака, как известно, расстреляли в Иркутске по письменному указанию Ленина, что сегодня документально установлено. Уже после того как закончились наши съемки, на месте расстрела Колчака был установлен памятник.
О. ПЕТРОВА,
пресс-служба ГТРК "Культура"
Тема гражданской войны, по мнению Разумовского, самая идеологизированная часть нашей истории, советская историческая наука добросовестно потрудилась над тем, чтобы поставить все с ног на голову. Проект "Кровь на русской равнине" по-новому освещает причины, ход и последствия гражданской войны. "Гражданская война, - рассказал о новом проекте Феликс Разумовский, - началась отнюдь не в 1918 году, не с противостояния белых и красных, а гораздо раньше. Гражданская война началась с разделения русского мира между "белой" и "черной" костью, между мужиком и барином, между властью и обществом, между церковью и образованной молодежью. К началу ХХ века образовалась пропасть. В результате русский мир стал разрушаться. Пылающие дворянские усадьбы весны 1905 года - это было начало. Затем будут крестьянские армии юга России, Махно, антоновщина, Кронштадтское восстание:"