26-01-06


Сонное царство

Неземную красоту можно будет увидеть на премьере в Челябинском ТЮЗе 28 января

Как-то раз, гуляя по Кировке, главный художник ТЮЗа Антон Сластников встретил руководителя Театра современного танца Ольгу Пона. Зашли в кафе, поговорили. И, как это часто случается с творческими людьми, возникла идея совместного проекта, впоследствии обозначенного как "Театр художника". Идея интересна, необычна, но в то же время ее возникновение представляется вполне закономерным.

В предыдущих постановках ТЮЗа ("Записки сумасшедшего", "Маскарад", "Стеклянный зверинец") именно сценография обращала на себя особое внимание зрителей. Иной раз даже получалось так, что художник как бы заслонял собой режиссера.

С другой стороны, известна масса случаев, когда первопричиной рождения спектакля становился актер. Обычно такие постановки оставляют желать лучшего, но бывают и счастливые исключения, как, например, "На балу удачи" в том же театре юных. Но если можно во главу угла поставить актера, то почему бы не сделать то же самое с художником?

Для театрального эксперимента Антон Сластников выбрал "Русалочку", самую грустную и самую красивую сказку Андерсена, философский пласт которой глубже морского дна. Театр сохранил оригинальный текст, но предложил свое название - "Сны о Русалочке", подчеркнув тем самым странность и нереальность происходящего. Как и положено сну, он не прерывается и идет без антракта.

Над спектаклем работает команда из пяти человек. Если понаблюдать за репетицией, можно заметить, что главного среди них как бы и нет, на сцене царит атмосфера абсолютного сотворчества. Свои решения предлагают хореограф, художник и актеры.

Ольга Пона, обладатель двух "Золотых масок" в номинации "Современный танец", решилась на то, чтобы попробовать себя в драматическом спектакле.

- Когда-то, много лет назад, я работала в театре "Манекен", - вспоминает Ольга Николаевна. - Мне очень нравилось, хотя было страшновато. И сейчас, приступая к работе, я опасалась, потому что нет большого опыта. Но люди, с которыми я работаю, очень открыты эксперименту. Все, что я им предлагаю, они с радостью делают.

На репетиции актеры выходят из-за кулис и читают небольшие отрывки из пьесы. Сидящая на сцене Ольга Пона внимательно слушает, после чего задает актеру определенный пластический рисунок. Теперь уже каждая фраза сопровождается движением, и слова при этом начинают звучать по-иному, обретая новые смыслы.

- Вы придумали все заранее или фантазируете на ходу? - спрашиваю Ольгу Пона.

- Посмотрите, сколько объектов на сцене! Их все нужно обживать. Никто этого не пробовал, мы все делаем впервые.

Молодые актеры и актрисы (Русалочки - Е. Колмагорова, Е. Филимонова, Царь морской - С. Котов, Принцессы заморской страны - Н. Чиликина, Е. Колосова и другие) оказались очень способными к восприятию движения.

"Сны Русалочки" в театре называют дизайнерским проектом.

У сценографа и художника по костюмам, а это супруги Антон и Елена Сластниковы, очень щедрая фантазия - в этом вы можете убедиться, глядя на фото.

В спектакле будет использован видеоряд. Еще осенью Филиппом Журавлевым был отснят богатый материал. Актеры ныряли на дно бассейна, бегали босиком по опавшим листьям. Эти кадры будут проецироваться с балкона на бока сцены, обтянутые черным бархатом.

"Снам о Русалочке" еще предстоит выдержать испытание зрителем, это произойдет послезавтра. А пока можно пожелать спектаклю, чтобы все в нем было прекрасно, а декорации не заслонили бы собой актерской игры.

Олеся ГОРЮК