26-01-99


ЧТЗ возьмут "живым"

(Окончание. Начало на 1-й стр.).

Годом раньше, когда руководили другие люди, от ЧТЗ "живыми" не поступило и копейки. Не хуже, а лучше обстоят дела и с выплатой зарплаты. До нормального состояния еще далеко. Деньгами выплачиваем только часть заработанного. Однако 60-70 процентов трудящихся выбирают зарплату товарами народного потребления и продуктами питания.

- Много ли претендентов заявило о своем желании поучаствовать в предстоящих торгах?

- Срок подачи заявок истекает 30 января. Пока их нет. Но это не означает, что интерес к ЧТЗ отсутствует. Найдется солидный покупатель, способный взять на свои плечи бремя ответственности за предприятие, - естественно, мы продадим ему завод. По условиям конкурса он должен не просто заплатить деньги, а еще представить программу техперевооружения, чтобы на должном уровне поддерживалась конкурентоспособность продукции. То есть требования к покупателю достаточно высокие.

- Почему молчат "Газпром", РАО "ЕЭС России", с которыми прежде были достигнуты некие договоренности?

- После финансового кризиса с деньгами у всех стало напряженно. Ни одна из структур не заявила о намерении выложить стартовую или близкую к ней сумму. Правда, есть фирмы, готовые купить ЧТЗ по значительно более низкой цене.

- Какие?

- Без их ведома я не могу "огласить список". А потом мы недостаточно еще готовы обсуждать эту проблему. Цена устанавливается с согласия комитета кредиторов. Сам я не волен менять ее.

- Есть ли среди организаций, заинтересовавшихся предприятием, кредитные учреждения?

- Нет. По закону банк не может становиться собственником другого акционерного общества. Это способна сделать лишь какая-то банковская структура. Ни ОНЭКСИМ, ни "Альфа-банк", ни иная кредитная организация не владеют напрямую акциями предприятий. При них существуют фирмы, занимающиеся этим бизнесом.

- Быть может, стартовая цена в 3 миллиарда рублей действительно слишком высока для покупателей?

- Она назначалась, исходя из величины кредиторской задолженности ЧТЗ, которая равна 2 миллиардам 800 миллионам рублей. Так определил комитет кредиторов. Расчет делался на то, что вырученные средства позволят целиком погасить задолженность завода перед кредиторами всех очередей.

- Все равно. Учитывая изношенность оборудования, необходимость его замены, что должно повлечь за собой огромные вложения, не слишком ли это "крутая" цена?

- Многие специалисты, напротив, оценивают ее как заниженную. Недавно я побывал в одной известной фирме, построившей в Челябинске здание под офис. Поинтересовался, сколько оно стоит. Мне ответили: миллион долларов. А мы не здание продаем - огромное действующее предприятие, ежемесячно выпускающее продукцию на 70-80 миллионов рублей, и просим за него всего 150 миллионов долларов. Не думаю, что это чересчур. Более того, если разобраться, на торги выставляется весь российский рынок машин нашего класса. Сбросятся, к примеру, "Камацу" и "Катерпиллер" (для них это не деньги) - и все, нет у России своих тракторов. Вполне реальная, кстати, опасность. Не зря после сообщения о конкурсе в "Российской газете" забили тревогу наши потребители, Минобороны (таких двигателей для армии кроме нас никто не делает). Все думали: шутки. Теперь видят: нет.

- Положим, ЧТЗ не купят как бизнес 5 февраля. Он будет продаваться частями?

- Преждевременно говорить об этом, срок подачи заявок еще не истек. Если же торги не состоятся, обнародуем новую программу, заявим о том, что намерены делать дальше.

- Значит, запасные пути есть?

- Вкратце. Сейчас готовим проект распоряжения Правительства РФ. Просим в рамках законов о банкротстве и акционерных обществах провести распределение имущества ЧТЗ среди его кредиторов, чтобы они на базе этой собственности учредили новый тракторный завод.

- Кто они, потенциальные акционеры?

- Это государство в лице бюджета и внебюджетных фондов (Федерация и область), "Челябэнерго", ряд предприятий-смежников: Березовский механический завод, екатеринбургский "Композит", Чебоксарский агрегатный и многие другие.

Принципиальный разговор уже состоялся с руководителем "Челябэнерго" В. Ворониным. Как об одном из возможных вариантов договорились о том, что передадим им свое энергохозяйство. Они готовы взять его только из тех соображений, чтобы впоследствии в качестве вступительного взноса внести в уставный фонд нового акционерного общества и получить вместо нынешней кредиторской задолженности пакет акций обновленного ЧТЗ. Такая принципиальная схема, думаю, могла бы устроить всех.

Беседовал Евгений КИТАЕВ.