26-01-99


Речевой портрет молодежи

на фоне картины нашей жизни

В последнее время все чаще и тревожнее звучит вопрос о нашем, если можно так выразиться, языковом состоянии. Не только специалисты, но и люди разных социальных слоев обеспокоены тем, что жаргон становится образом нашей жизни, вытесняя на задворки общения классический литературный язык. Рынок обогатил нас во многом нестандартной лексикой. Всмотреться, вслушаться в нее предлагает нам преподаватель Магнитогорского педагогического института Борис Максимов, который готовит к выпуску уникальный "Словарь молодежного жаргона" ("Челябинский рабочий" рассказал об этом 28 апреля прошлого года).

Хочу повести разговор о речевом портрете молодого человека на фоне картины нашего времени. Не стану касаться индивидуальных особенностей речевого поведения - это тема отдельного размышления. Мое сообщение - о коллективном изображении нашей молодежи, точнее, какой-то ее части. Речь, естественно, не о внешности молодых людей, а об их некоторых типичных душевных качествах.

Итак, что же в нравственном облике нового поколения обнаруживает его словарь, то есть молодежный жаргон? Известно, жаргонные единицы создаются как дополнение к словнику образцового нормативного языка. Велик запас в общенародном языке, но молодым людям этих богатств почему-то не хватает.

Создатели и пользователи жаргона непредсказуемы, они поступают вопреки рекомендациям учителей и учебников, грамматик и словарей, вопреки призывам и заклинаниям о необходимости беречь родной язык. Они не хотят быть такими, как люди прежних поколений, они стремятся к самостоятельности, вырабатывают собственные представления о жизненных ориентирах. Молодые люди сами создают слова и выражения, чтобы общаться между собой и говорить о себе своими словами.

Конечно, в этих попытках быть независимым много от игры, от затянувшегося детства или запоздалого ребячества. Но в молодежных словарных новшествах проявляется также природный талант народа.

Оценивая словарь юношеского жаргона, можно выделить нечто общее положительное - инициативность, жизненную энергию, оптимизм молодых (впрочем, здесь проявляются особенности возраста). К сожалению, у многих парней и девушек налицо иждивенчество, резко критическое отношение к прошлому и настоящему при отсутствии программы собственных действий, неуважительное отношение к авторитетам, политическим теориям, вождям и начальникам.

Перехожу к примерам. Добросовестного работника называют арап, бес, крестьянин, летун, лох, рабсила. Добросовестно работать - значит горбатиться, ишачить, мычать, пыхтеть, умирать. В этих словах нет и намека на уважительное отношение к труду и рабочему человеку.

А вот "расшифровка" для плохого работника, бездельника, нахлебника: бирюлечник, вампир, мрак, стрелочник, слизняк, пролетарий, халва, халявщик, чайка, хомут, шакал, чайник, шаровик, шланг и т.д. Какое-то осуждение бездельников в них заметно, но главным занятием значительной части молодежи является убийство времени. Убить время, попусту его растратить можно по-разному: и в танцевальном, и в сексуальном, и в пьяном, и в наркотическом угаре. Соответствующее словарное "обеспечение" таких способов времяпровождения довольно богато.

Вот лишь весьма малая часть того, что встретилось в речи магнитогорской молодежи в значении "бездельничать": балду гонять, бамбук курить, бамбук окучивать, бобров пасти, долбиться рогами, мочить редиску, сидеть на паузе, пустышку тянуть, торчать, как капуста, халявить и многое другое.

"Искать" (найти сексуального партнера): держать мазу, гвоздь забить, гусарить, забивать (забить жабу), пеленговать (запеленговать), кадрить (закадрить), подбивать (подбить клинья), наводить (навести прицелы), швартоваться (пришвартоваться) и т.д.

"Выпивать" (выпить): ахать (ахнуть), байрамить, баки залить, бахать (бахнуть), в библиотеку сходить, бороться со змием, блоцкать, бурить, играть в бутыльбол, лупидонить (влупидонить) и т.д.

"Принимать наркотики": бахаться (бахнуться), колоться (уколоться), бациллить, курить, дуть, париться, задолбать, задолбить, замостырить и т.д.

Нынешнее поколение молодежи получило дурное нравственное наследство. Действия теперешнего российского руководства и наша жизнь не очень-то радуют нас. И по-прежнему много искажений, ненормальностей в моральных оценках. Но не следует все беды валить на политических лидеров. Мы сами тащим за собою из прошлого лень, безынициативность, политическую слепоту. Часть молодежи переняла от старших по возрасту "традицию" общественного иждивенчества и паразитизма. Впрочем, не нынче родились и некоторые иные негативные нравственные черты молодежи. Словарь молодых людей отражает неуважительное отношение к родителям: предки, родаки, спонсоры, утиль-сырье, черепа, лапти; к пожилым людям: плесень, луковица, колымага, бессмертник, мухолов; к умным людям: ботаник, монстр, моченый, чудило, человек с портфелем (здесь ударение делается на первом слоге); к деревенским жителям: бык, валенок, кнут, индеец, плужок, укроп и др.

Не очень лестно отзывается молодежь о наших политиках: думак, депутанты, чмо (одно из толкований этого слова - человек, много обещающий). О Государственной Думе: обезьянник. Что здесь: зубоскальство на грани инфантилизма? Не мы ли сами голосуем за народных избранников! Они - наше отражение.

Удручает, что представителям различных рас и национальностей тоже мало почтения, а если быть честным, то достаточно много оскорблений, даже ругательств. Приведу примеры по слову "негр", благо в Магнитке негров почти нет и обижаться некому, а то подумают читатели, что автор хочет унизить африканцев по генетическим признакам. Итак, "негр": мангуст, рубероид, вакса, гуталин, снегурочка, снежок, баклажан, сникерс, чернослив... Не очень-то лестно. Так что можно считать, видимо, что в нашем городе существуют пока не проявившиеся национально-расовые проблемы.

Очень резко и неуважительно называет молодежь тех, кто чем-то выделяется среди прочих: ростом, телосложением, умом или его отсутствием, особенностями в поведении. Это тоже следствие утраты нравственных ориентиров, массовая невоспитанность и бескультурье в условиях неопределенности и бессилия высшей власти.

Не могу и не хочу быть пессимистом. Верю, что будущее России прекрасно. Но ради него надо много-много потрудиться. Если выберем верный путь и дружно поработаем - обязательно дойдем до цели. Тут в самый раз вспоминается пословица: язык до Киева доведет. Без языка нам никуда ни шагу! Но что же будет с жаргонизмом? Создатели нелитературных слов и выражений действуют по принципу: что вижу, то и пою. Как меняется наша жизнь и мы сами, так и наш словарь меняется. Жаргонный - очень быстро, литературный - очень медленно, как всегда. В этом разница. Не нужно драматизировать. Не очень приятные по смыслу жаргонные слова обязательно заменятся на менее грубые, на менее резкие. Заживем получше - будут и слова наши повеселее, подобрее, покультурнее. А пока имеем то, что имеем.

Б. МАКСИМОВ,

кандидат филологических наук, профессор кафедры общего языкознания и истории языка Магнитогорского пединститута.