26-01-99
Без преувеличения можно сказать, что 3 января весь Верхний Уфалей отставил в сторону чашки с утренним кофе - противоядием против вчерашнего. Народ прильнул к телевизорам. Только шестилетняя Юлька не могла добудиться старшего брата: "Да проснись же ты, про папу рассказывают!" Cам Олег лихорадочно цеплял провода "видика", настраивая его на запись "очумелых ручек", где ведущий Тимур Кизяков и народный "очумелец" Андрей Бахметьев демонстрировали его, Олега, изобретение.
- Это надо же, - сетовал в разговоре со мной Олег Петрович, - все передачи "Пока все дома" у меня записаны, а с разговором обо мне - не получилась.
39-летний бетонщик ОКСа никелевого комбината в шутку называет себя Плюшкиным. Не может равнодушно пройти по улице, чтобы не наклониться и не подобрать, казалось, абсолютно ненужную вещицу. Будь то пустая зажигалка, колесико от детской кроватки и прочая дребедень.
Однажды, накопив изрядное количество зажигалок, стал раздумывать, что с ними делать. Выбросить жалко. Хоть на елку вешай... А почему бы и нет! Вы-просил у знакомого электрика Андрея Воробьева пальчиковые лампочки, срезал головки зажигалок и затолкал их туда. Соединил проводами и включил. Зажглась гирлянда, иллюминируя всеми красками разноцветных пластмасс! А через короткое время к цвету прибавился и запах: в тесном пространстве 24-ваттные лампочки нагревали зажигалки. Олег удлинил цепь - с пяти до восьми зажигалок, просверлил в корпусах мелкие дырочки для вентиляции. Эту цепь и отправил в адрес передачи "Пока все дома".
С бетонщиком Олегом Чуриловым мы встретились в профилактории никелевого комбината. Высок, немногословен, сосредоточен. Свалившуюся на него славу несет достойно. Правда, не удержался и рассказал, как на другой день после передачи позвонила многочисленная родня из Перми, а на третий день приехала в гости. Как встреченная на улице знакомая попросила автограф. В профилактории не отдыхает - работает: лепит из гипса потолочные розетки, тянет гипсовую канву по верху коридорных стен. Рисунки лепнины придумывает и разрабатывает самостоятельно, исходя из собственной фантазии и сконструированной рамки со смещающимися стенками. По принципу детского калейдоскопа. Походя усовершенствовал и сам калейдоскоп. Вместо стекляшек засыпал крупицы горного хрусталя, осколки изумруда, аметиста, бусинки. Такая, говорит, красота получается!
Но одна красота Олега не удовлетворяет. Он больше прагматик. Особый изобретательский зуд им овладевает при виде инструмента, столетиями не нуждающегося в усовершенствовании. Ну чем можно заменить обычную расческу? Этим вопросом он задался, когда наблюдал за работой парикмахера. Сегодня он стрижется самостоятельно. Ставит спереди и сзади по зеркалу и делает модельную прическу. Вот только расческой приподымать волосы несподручно. А что, если?..
Первой "жертвой" эксперимента стал отец. Олег усадил его на стул, приготовил ножницы и вытащил из угла пылесос. Воздушная "расческа" поднимала прядь, ножницы срезали сколько нужно, а пылесос втягивал отходы в свою утробу. Теперь Олег стрижет всех - жену, детей, заросших родственников.
Такое же озарение пришло во время рыбалки.
- Прежде я никогда не рыбачил и даже рыбу не ел. А тут как-то засмотрелся на одного мужика со спиннингом. Запускает леску, она у него тонет, рыбак ее подтягивает, снова забрасывает. Словом, нудное занятие.
На другой день местные рыбаки обалделыми глазами разглядывали странную фигуру с двумя надутыми детскими шарами. Не обращая внимания на ухмылки и синхронное покручивание указательным пальцем у виска, Олег встал по ветру и запустил леску с привязанными к ней шарами. Ветер дул, и леска весело убегала вперед. И не тонула, цепляясь крючком за донные коряги, а исправно поставляла озерную рыбешку.
И, конечно, какой же мыслитель не покусится на святая святых - проникновение в тайну азартных игр. Не избежал этого искушения и Чурилов. Долгими часами наблюдал по телевизору за барабаном, в котором крутились вожделенные спортлотовские шары. Записывал и наиболее повторяющиеся цифры. Таких набралось тринадцать. В Уфалее карточки лотереи "5 из 36" не продавались, и Олег съездил за ними в Северск. И началось. По три номера выпадало регулярно. Дважды было по четыре. Только раз поленился поехать за бланками и... поплатился. В очередной тираж выпало пять заветных цифр. Но, увы, они были для него недосягаемы.
Олег вспоминает о той давней спортлотовской истории скорее с иронией, чем с грустью. Для него поиск важнее результата. У него столько новых идей, что нет времени переживать потери.
Придумки Чурилова приводят в изумление своей простотой. Додуматься до них может каждый. Настолько это элементарно, если не примитивно. Но, как гласит древнекорейская мудрость, легко срубить упавшее дерево, сделать то, что уже сделано.
Виктор РИСКИН.
(Наш корр.).
г. Верхний Уфалей.