26-03-98
В последнее время среди шахматных профессионалов все чаще и острее дискутируется вопрос о необходимости строгого соблюдения авторских прав. Что имеется в виду? Речь прежде всего о том, чтобы прекратить практику бесплатного предоставления текстов шахматных партий для компьютерных баз данных. И на чемпионате мира ФИДЕ в Гронингене в порядке эксперимента впервые в истории шахмат был заключен договор между организаторами и участниками на право использования их партий.
Интервью с одним из инициаторов этого новшества, бывшим челябинцем, гроссмейстером Евгением Свешниковым, опубликовала газета "Спорт-экспресс". С его ведома предлагаем вниманию любителей шахмат некоторые выдержки из интервью.
- А как быть читателям шамхатных журналов или читателям "СЭ", которые привыкли без спроса наслаждаться творчеством профессионалов?
- С газетами и журналами проблем нет. Они публикуют очень незначительную часть партий. Грабителями же являются компьютерные базы и Интернет. В Chess Bas - 1572 мои партии. Я собирался в свое время их издать, в том числе и на дискетах, и продать, чтобы обеспечить себе безбедную старость.
- Во сколько же вы оцениваете свое творчество?
- Я намеревался издать все свои партии, а их порядка трех тысяч. Надеюсь наиграть еще тысчонку-другую. На трех-четырех дискетах поместились бы все. Я прикинул, что если бы каждая дискета стоила примерно 10 долларов и мне досталась бы половина (я знаю фирму, готовую выступать посредником), то я заработал бы 30-40 тысяч долларов.
- А теперь, когда все ваши партии без разрешения помещены в компьютерных базах, продать ваш труд будет труднее?
- Да, я потерял десятки тысяч долларов из-за того, что нечестные люди присвоили и растиражировали мою собственность, не заплатив мне ни копейки!
- Но ведь ваши комментарии имеют большую ценность, нежели голые тексты партий. Если вы издадите книгу ваших партий, в которой прокомментируете их и систематизируете по дебюту, то ее все равно раскупят.
- К сожалению, не уверен, что, имея практически бесплатный доступ к базе данных, где можно получить мои партии, квалифицированные шахматисты будут спешить приобрести мою книгу. Но самое неприятное, что мои непрошенные "издатели" поместили в своей базе мои 700 лучших партий, прокомментированных мною в югославском "Информаторе". Это же настоящий грабеж! Я никому не давал права на повторную публикацию своих прокомментированных партий.
- Вообще-то вопрос с авторским правом в шахматах слишком непрост. Не думаете ли обратиться с Гаагский суд?
- Я бы не хотел доводить дело до международного суда. Тем более что в ФИДЕ наметилась тенденция к признанию авторского права за игроками. Федерация уже заключает с нами договоры на публикацию партий. Осталось добиться того, чтобы игрокам разрешалось сдавать в судейскую коллегию только бланки с результатом партий. Тогда компьютерным ворам придется подписывать контракты и с организаторами соревнований, и с шахматистами...
- Хорошо, допустим, что ФИДЕ примет революционное решение и авторские права будут соблюдаться. Но как быть с текстами партий, уже имеющимися в компьютерных базах?
- В письме президенту ФИДЕ я предлагаю компромиссное решение. Тексты партий могут и далее продаваться владельцами компьютерных баз. Но если они не купят у игроков право на использование их имен, то те могут потребовать убрать свое имя из базы данных. Тогда шахматисты старшего поколения смогут продать труд своей жизни...