26-04-07


Почти вечный двигатель

Челябинский изобретатель Павел Чернявских создал автомобильный двигатель нового поколения

На днях челябинец Павел Чернявских получит патент на изобретение многоцилиндрового бесшатунного оппозитного двигателя внутреннего сгорания. Не вечного, но вполне надежного.

Головоломка из поломки

От общеизвестного "классического" образца новинка отличается отсутствием в ее конструкции шатунов, коленчатого и газораспределительного валов, узлов трансмиссий в виде шестерен, цепей, ремней и других деталей.

- При этом значительно повышается коэффициент полезного действия, - говорит Павел Иванович. - Ведь в классическом варианте от 15 до 20 процентов мощности отнимают именно шатуны.

Сокращение промежуточных звеньев сводит к минимуму износ. В модифицированном двигателе нет ни одного подшипника скольжения. Используются только шариковые и роликовые. Исчезли также маховик и так называемый маслонасос. Их роль выполняет один из узлов мотора.

Важным ноу-хау стала возможность регулировать степень сжатия смеси в цилиндрах.

- Такой двигатель можно настроить на любой вид топлива, - говорит изобретатель, - машины смогут работать хоть на керосине, хоть на высокооктановом бензине и газе.

Кроме того, новинка служит в любом пространственном положении, что важно при ее использовании в летательных аппаратах.

Идея двигателя пришла будущему изобретателю еще 30 лет назад. Тогда по пути на отдых у П. Чернявских сломалась машина. Начали разбираться: оказалось - проблема с подшипниками скольжения. Это едва ли не самое слабое звено двигателя внутреннего сгорания. Возник вопрос: почему их используют и можно ли от них избавиться? Найдя ответ, Павел Иванович сначала не поверил, что до такой простой модификации двигателя еще никто не додумался. Он скрупулезно изучил всю патентную документацию в этой области, горы литературы. Оказалось, действительно, он - первый.

В жизнь без путевки

К технике у Павла Чернявских тяга с самого детства. Физика - его любимейший школьный предмет. Учителя настоятельно рекомендовали поступать в МВТУ имени Баумана. Даже заявление на вступительные экзамены в вуз написал и ответ получил: "Приезжайте". Но Павла вызвали на беседу (куда именно он даже сейчас говорит с неохотой) и намекнули: мол, сыну кулаков в элитном вузе делать нечего. Дело в том, что всю семью Чернявских в 30-е годы раскулачили и из Коркино переселили в Тюменскую область.

Парнишка решил поступать в Томское зенитно-ракетное училище. Райвоенкомат с радостью ухватился за перспективного кадра. Но на мандатной комиссии в Тюмени атлета Павла забраковали по здоровью. Хотя он уверен, что военные чины просто перестраховались из-за родословной будущего офицера. Далее срочная служба в радиотехнических войсках. Но, по иронии судьбы, всегда стремившийся к технике парень попал на все три года в штаб. Ближе к "дембелю" загорелся идеей поступить в Горьковский институт инженеров водного транспорта. Поехал и был зачислен "играючи": задачки по физике как семечки щелкал. Была мечта попасть в проектно-конструкторское бюро под начало Ростислава Алексеева, который проектировал суда на подводных крыльях - "Ракету" и "Метеор". Но и туда дорога оказалась закрытой - все по той же причине. Казалось бы, странно: Сталин к тому времени уже умер, но дело его жило и не давало в полную силу жить другим.

Чернявских устроился на судостроительный завод, где благодаря наставникам прошел хорошую школу металлообработки. Эта практика и три курса водного института (его пришлось оставить по семейным обстоятельствам) - и есть все техническое образование изобретателя.

Потом был комсомольский набор на работу в органы внутренних дел, поступление в Саратовский юридический институт и его успешное окончание. К тому времени Павел Иванович уже работал в Челябинске. Вначале трудился оперативным дежурным, но вскоре возглавил один из отделов УВД области.

За идеи иногда хорошо платят

Служил Павел Чернявских исправно, но без удовольствия. Единственная отдушина - "параллельная" должность главного инженера на одном из предприятий МВД. А еще - близость к технике. Только рацпредложений за 25 лет службы в органах накопилась целая папка. Среди них - так называемый универсальный кинопост для учебных классов. Видеомагнитофонов тогда не было, и учебные фильмы демонстрировались на большом экране в темноте. Так вот, Чернявских придумал, как смотреть фильмы при свете.

Однажды в руки Павлу Ивановичу попалась брошюра, где рассказывалось о корабельных механизмах. Один из них технарскую душу очень заинтересовал и запомнился. А когда его довелось увидеть воочию, то Павел Иванович удивился, почему он такой громоздкий. Можно сделать поменьше с теми же функциями. Оказалось, что до него громоздкости агрегата никто не удивлялся. Потому новое изобретение прямо-таки назревало.

- Однако это был 91-й год, период безвременья, - вспоминает Чернявских. - Тогда старые законы по учету авторства уже не действовали, а новых еще не было. О моей идее прослышали в одном из проектных институтов, державшихся тогда на плаву. Пришли два человека и предложили вариант: они мне хорошую сумму денег, а я отказываюсь от авторства и никому о состоявшемся разговоре не распространяюсь и тем, где было применено изобретение, не интересуюсь. Я согласился. Патента у меня нет, но зато успел купить квартиру, машину и дачу.

Подумаешь, вечный двигатель!

Мария ШРАМЕНКО, Андрей САФОНОВ