26-04-07
На днях челябинец Павел Чернявских получит патент на изобретение многоцилиндрового бесшатунного оппозитного двигателя внутреннего сгорания. Не вечного, но вполне надежного.
Головоломка из поломки
От общеизвестного "классического" образца новинка отличается отсутствием в ее конструкции шатунов, коленчатого и газораспределительного валов, узлов трансмиссий в виде шестерен, цепей, ремней и других деталей.
- При этом значительно повышается коэффициент полезного действия, - говорит Павел Иванович. - Ведь в классическом варианте от 15 до 20 процентов мощности отнимают именно шатуны.
Сокращение промежуточных звеньев сводит к минимуму износ. В модифицированном двигателе нет ни одного подшипника скольжения. Используются только шариковые и роликовые. Исчезли также маховик и так называемый маслонасос. Их роль выполняет один из узлов мотора.
Важным ноу-хау стала возможность регулировать степень сжатия смеси в цилиндрах.
- Такой двигатель можно настроить на любой вид топлива, - говорит изобретатель, - машины смогут работать хоть на керосине, хоть на высокооктановом бензине и газе.
Кроме того, новинка служит в любом пространственном положении, что важно при ее использовании в летательных аппаратах.
Идея двигателя пришла будущему изобретателю еще 30 лет назад. Тогда по пути на отдых у П. Чернявских сломалась машина. Начали разбираться: оказалось - проблема с подшипниками скольжения. Это едва ли не самое слабое звено двигателя внутреннего сгорания. Возник вопрос: почему их используют и можно ли от них избавиться? Найдя ответ, Павел Иванович сначала не поверил, что до такой простой модификации двигателя еще никто не додумался. Он скрупулезно изучил всю патентную документацию в этой области, горы литературы. Оказалось, действительно, он - первый.
В жизнь без путевки
К технике у Павла Чернявских тяга с самого детства. Физика - его любимейший школьный предмет. Учителя настоятельно рекомендовали поступать в МВТУ имени Баумана. Даже заявление на вступительные экзамены в вуз написал и ответ получил: "Приезжайте". Но Павла вызвали на беседу (куда именно он даже сейчас говорит с неохотой) и намекнули: мол, сыну кулаков в элитном вузе делать нечего. Дело в том, что всю семью Чернявских в 30-е годы раскулачили и из Коркино переселили в Тюменскую область.
Парнишка решил поступать в Томское зенитно-ракетное училище. Райвоенкомат с радостью ухватился за перспективного кадра. Но на мандатной комиссии в Тюмени атлета Павла забраковали по здоровью. Хотя он уверен, что военные чины просто перестраховались из-за родословной будущего офицера. Далее срочная служба в радиотехнических войсках. Но, по иронии судьбы, всегда стремившийся к технике парень попал на все три года в штаб. Ближе к "дембелю" загорелся идеей поступить в Горьковский институт инженеров водного транспорта. Поехал и был зачислен "играючи": задачки по физике как семечки щелкал. Была мечта попасть в проектно-конструкторское бюро под начало Ростислава Алексеева, который проектировал суда на подводных крыльях - "Ракету" и "Метеор". Но и туда дорога оказалась закрытой - все по той же причине. Казалось бы, странно: Сталин к тому времени уже умер, но дело его жило и не давало в полную силу жить другим.
Чернявских устроился на судостроительный завод, где благодаря наставникам прошел хорошую школу металлообработки. Эта практика и три курса водного института (его пришлось оставить по семейным обстоятельствам) - и есть все техническое образование изобретателя.
Потом был комсомольский набор на работу в органы внутренних дел, поступление в Саратовский юридический институт и его успешное окончание. К тому времени Павел Иванович уже работал в Челябинске. Вначале трудился оперативным дежурным, но вскоре возглавил один из отделов УВД области.
За идеи иногда хорошо платят
Служил Павел Чернявских исправно, но без удовольствия. Единственная отдушина - "параллельная" должность главного инженера на одном из предприятий МВД. А еще - близость к технике. Только рацпредложений за 25 лет службы в органах накопилась целая папка. Среди них - так называемый универсальный кинопост для учебных классов. Видеомагнитофонов тогда не было, и учебные фильмы демонстрировались на большом экране в темноте. Так вот, Чернявских придумал, как смотреть фильмы при свете.
Однажды в руки Павлу Ивановичу попалась брошюра, где рассказывалось о корабельных механизмах. Один из них технарскую душу очень заинтересовал и запомнился. А когда его довелось увидеть воочию, то Павел Иванович удивился, почему он такой громоздкий. Можно сделать поменьше с теми же функциями. Оказалось, что до него громоздкости агрегата никто не удивлялся. Потому новое изобретение прямо-таки назревало.
- Однако это был 91-й год, период безвременья, - вспоминает Чернявских. - Тогда старые законы по учету авторства уже не действовали, а новых еще не было. О моей идее прослышали в одном из проектных институтов, державшихся тогда на плаву. Пришли два человека и предложили вариант: они мне хорошую сумму денег, а я отказываюсь от авторства и никому о состоявшемся разговоре не распространяюсь и тем, где было применено изобретение, не интересуюсь. Я согласился. Патента у меня нет, но зато успел купить квартиру, машину и дачу.
Подумаешь, вечный двигатель!
Мария ШРАМЕНКО, Андрей САФОНОВ