26-06-07


Эхо кремлевских выстрелов

История двадцатилетней давности по-прежнему полна загадок

Виктор РИСКИН

Кыштым - Аша

О той встрече я никому не рассказывал. Да и кому интересна, думалось, вечерняя, переходящая в ночь, случайная беседа в поезде, идущем на запад. И история казалась маловероятной. Но вот недавно по телеэкрану промелькнул затертый временем сюжет о покушении на Андропова. На этот раз в Генерального секретаря ЦК КПСС стреляла в лифте: жена министра внутренних дел Щелокова! И сразу же всплыл в памяти вагонный разговор.

Стрельба в лифте

Был 1987 год. Проходящий поезд в сторону Аши отбывал из Кыштыма около 10 вечера. В плацкартном вагоне мне досталась боковая нижняя полка. В соседнем отсеке вызывающе отчетливо вздыхала немолодых лет пассажирка. Ей не повезло: светило карабкаться тоже на боковую, но верхнюю. Я ее обнадежил: вот вагончик тронется и мы поменяемся. И тут за столик моей неразобранной нижней подсел высокий, крупный, большеголовый мужчина лет сорока: Есть такое свойство, такая поездная аура, когда между попутчиками разговор завязывается сразу. Начинается он из ничего, продолжается долго, коротко ли, а заканчивается на ночной станции. Поезда вообще штука превосходная. Особенно для тех пассажиров, которые в силу то ли характера, то ли специфики работы не могут, да и не имеют права откровенничать не только с сослуживцами, знакомыми, но и с мамой родной. А накопилось столько, что не выплесни хоть раз - взорваться можно. И вот благодать: плацкартный гражданин, которого видишь впервые и не увидишь больше никогда.

Быстренько уточнив, куда я еду, не сойду ли часом на одной с ним станции, мой визави начал: Наша беседа, а точнее его монолог, продолжалась до: половины второго ночи! То, что я слышал, было настолько невероятно, что я периодически выдыхал: "Не может быть!" Он тут же поднимался во весь рост и угрожал: "Тогда разбегаемся спать!" Я махал примирительно рукой, и он продолжал. Несчастная бабуля, устав от ожидания обмена, прикорнула на своей боковой верхней, а мой собеседник громким отчетливым шепотом начинал очередную историю.

Из трех-четырех наиболее отчетливо запомнилась одна. Но сначала воспроизведем телевизионные показания Раисы Старостиной, бывшей уборщицы легендарного пятого подъезда дома N 26 на Кутузовском проспекте, где жили Леонид Брежнев, Юрий Андропов и Николай Щелоков.

Как известно, придя к власти, Юрий Владимирович начал уверенно наводить в стране порядок. Его внимание прежде всего было направлено на погрязших в роскоши и барстве высокопоставленных чиновников. Среди них оказался и Щелоков. Уличив главу МВД в злоупотреблениях, Андропов снял его с должности. Николай Щелоков понимал, что простым увольнением он не отделается и, не дожидаясь сурового наказания, застрелился. Тогда его вдова, Светлана Щелокова, решила отомстить за мужа, рассказывает Старостина.

У Андропова, по словам Раисы Гавриловны, была одна особенность: он всегда поднимался в лифте на свой этаж только один. Но в роковой вечер, 19 февраля 1983 года, Светлана Щелокова, положив в сумочку браунинг, дождалась генсека и влетела в лифт вслед за ним. Даже охрана растерялась. Тем более что Андропов, пристально посмотрев в глаза Щелоковой, промолчал и нажал кнопку своего этажа. Как только лифт начал подниматься, раздались выстрелы.

- Щелокова по образованию была медиком, - подчеркивает Старостина, - заведовала больницей. Она прекрасно знала о больной почке Юрия Владимировича и целилась именно в нее.

После того как лифт остановился на шестом этаже, Андропов дополз до своей двери и вызвал охрану. А Светлана Щелокова поднялась к себе в квартиру и пустила пулю в висок из того же браунинга.

Ее сын, вспоминает Раиса Гавриловна, просил потом меня убраться в комнате, где Светлана приняла смерть. Сказал, неудобно - люди придут на похороны, а стены в крови. Вот я и отмывала красные пятна со стен и пола. А Юрий Владимирович прожил после смертельного ранения еще год. Умер 9 февраля 1984 года.

Лагерный воздыхатель

Эта история не выдерживает никакой критики, тем более что, по новой версии, Светлана Щелокова застрелилась раньше своего мужа, а он только спустя год после смерти своей жены. Так что скорее отставной министр должен был стрелять в своего обидчика. Но не об этом речь. Самое время послушать рассказ моего поездного знакомца, прозвучавший двадцать лет назад, когда вообще никаких версий еще не было: В ней выглядит довольно банально, а оттого более трагично, версия о смерти русской актрисы Зои Федоровой. Да, именно смерть Зои Алексеевны 10 декабря 1981 года и послужила началом стрельбы в лифте дома на Кутузовском. Был у нее тайный воздыхатель - Лаврентий Берия. И она посмела ему, всемогущему, отказать в домогательствах, отчего он в 1946 году навесил на нее контрреволюционную статью, отмерившую актрисе девять лет лагерей.

А контрреволюция была налицо: Федорова слишком сблизилась с морским советником американского посольства, позже адмиралом Джексоном Роджерсом Тэйтом. Забеременела от него, о чем убывший в свою Америку моряк не догадывался. Зато после принял дочь Викторию, ставшую позже замечательной актрисой. В семидесятых Вика окончательно перебралась за океан, где и вышла замуж. Она постоянно звала мать к себе, но Зоя Алексеевна колебалась, ссылаясь на занятость и отсутствие денег на отъезд. Последний аргумент (я начинаю излагать версию вагонного попутчика) Виктория пресекла разом. Она выслала в адрес матери бриллиантовое колье. Просила продать его, а на вырученные деньги сказать последнее "прости" родине.

Федорова понесла колье ювелиру. Старик не мог сдержать восхищения, но сказал, что сейчас вечер и таких денег у него нет. Вы, мол, оставьте, а завтра придите. "Нет, - возразила Зоя Алексеевна, - я заберу колье с собой, а с вами свяжусь, когда вы сможете заплатить". Она ушла, а ювелир снял телефонную трубку. "Вы хотели иметь интересную вещь, - заговорщицким тоном произнес он, - так она есть по следующему адресу:" Вечером 10 декабря в квартиру Федоровой позвонили. Открыла она сама без вопросов. 73-летняя актриса привыкла к визитам поздних поклонников, и букет в дверях был лучшим доказательством чистоты намерений пришедшего. Приняла комплименты и села в кресло: Пулю от револьвера "зауэр" она получила в затылок.

Угостила кофе

Расследованием убийства занялись спустя год, когда после Брежнева к власти пришел Андропов. Быстро установили связь между дорогим подарком (дочь подсказала, что могло стать причиной покушения!) и ювелиром. И он признался, кому звонил. Хотя и без того ясно, что любительницей дорогих и дармовых бриллиантов могла быть жена всемогущего министра МВД Светлана Щелокова. Но раскручивать начали ее мужа, за которым числились куда большие грешки - от милицейского беспредела до скупки по дешевке конфискованных ценностей.

Вот тут, по мнению вагонного попутчика, и вышла на тропу войны Светлана Щелокова. Но не она взялась за дамский браунинг. Это были два серьезных полковника. Именно они выпустили отравленные пули в генсека. Их, разумеется, тут же схватили. Но те почему-то стали умирать прямо на руках оперативников. На быстрый вопрос, не принимали они чего накануне покушения, отвечали отрицательно. Лишь сквозь последние хрипы сообщили, что Светлана незадолго до "часа икс" угостила их чашечкой кофе.

Были ли эти полковники реальностью? Кто знает. Во всяком случае, чем эта версия слабее браунинга в руках Щелоковой? Она ли тогда является заказчицей убийства Федоровой? Не знаю. И уж совершенным литературным вымыслом является рассказ "Афанасьич" в журнале "Огонек". Там речь шла о ликвидаторе из недр КГБ, застрелившем актрису за ее попытку покинуть родину. Мне же почему-то ближе мой рассказчик. Ясно, что знает он больше, чем говорит. А откуда сам, легко догадаться.

Оставалось дождаться утра, чтобы расспросить, поскольку уже не было сил у меня слушать, а у него говорить. Но поутру полка, куда он лег глубокой ночью, опустела. Ушел случайный знакомец и унес недосказанное. А может, и всю тайну, до которой нам не суждено докопаться никогда.

Зоя Алексеевна Федорова

21.12.1909 г. (Петербург) - 10.12.1981 г. (Москва).

В ее жизни были кино и слава, репрессированный отец и Лаврентий Павлович, американский возлюбленный и "компетентные органы", лагерь, снова кино, снова слава, роскошная квартира в престижном доме... Она даже встретилась с тем самым американцем - отцом ее дочери. Только хеппи-энда не было - было убийство, убийца не назван.

Юрий Владимирович Андропов

Родился 2 (15) июня 1914 г. на станции Нагутская Ставропольского края.

Член ВКП(б) с 1939 г.

С 1936 г. на комсомольской и партийной работе. Окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.

С 1953 г. на дипломатической работе: в 1954-1957 гг. посол СССР в ВНР.

С 1957 г. заведующий отделом ЦК КПСС,

одновременно с 1962 г. секретарь ЦК КПСС.

В 1967-1982 гг. председатель КГБ СССР.

Генерал армии.

С мая 1982 г. секретарь, а с ноября 1982 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС.

Одновременно с 1983 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

Умер в 1984 г.

Похоронен на Красной площади в Москве.