26-06-99


Дмитрий Гуданов: "Ну, а девушки - потом..."

Встреча для вас

Пока еще не все балетоманы знают его фамилию. Хотя молодой двадцатитрехлетний солист Большого театра Дмитрий Гуданов уже имеет несколько международных премий и в труппе занимает одну из ведущих позиций. В Челябинске он станцевал в спектакле "Жизель" вместе с нашими прославленными артистами Татьяной Предеиной и Евгением Поповым. Дмитрий был доволен приемом публики и с благодарностью выслушал комплименты уральских мастеров хореографии Тамары Нарской и Владимира Криворуцкого. Они не первые пророчат ему славную карьеру. Так что, возможно, челябинцы увидели будущего Нуреева или Лиепу. Мои коллеги сказали мне поэтому: "Не упусти случая взять интервью".

- Танцевать в незнакомом театре очень ответственно, - сказал мне Дмитрий. - Переживаешь, как к тебе отнесутся новая публика и здешние коллеги. В Большом тоже всегда волнуешься, но тебя поддерживают свои стены и свои люди. Они уже как бы знают твои недостатки. А здесь хочется показаться в самом лучшем свете.

- И вы знаете свои недостатки?

- Конечно. Но не стану о них говорить - это чисто профессиональные вещи. Я очень самокритичен. После премьеры любого спектакля, когда тебя поздравляют, ты думаешь: "Как все здорово!" Потом ставишь видеокассету, смотришь на себя и целый день ходишь в шоке. Впрочем, каждый здравомыслящий человек, глядя на себя со стороны, недоволен собой. Потом заставляю себя второй раз посмотреть - уже легче. На десятый даже нравится. И ты уже способен эти недостатки исправить.

- Кто еще говорит вам о ваших слабых местах?

- Мой педагог Михаил Лавровский. Очень авторитетный человек. При нем нельзя расслабиться. Нет, он не кричит, не критикует. Но, видя, какой он собранный, подтянутый в свои 60 лет, думаешь: "А я-то чего ленюсь..." Рядом с ним нельзя работать вполноги. Будешь, как говорится, умирать, но дотанцуешь вариацию до тех пор, пока он сам не остановит.

- В Большом вам не хватает спектаклей?

- Конечно. Недавно наша труппа уезжала в Бразилию, но поскольку туда "не ехал" мой репертуар, я остался в Москве. Получилось, что я танцевал почти через день. И чувствовал, что с каждым спектаклем расту, расту. Когда танцуешь подряд, "накатом", значительно легче это делать. Почему на Западе такие сильные танцовщики? Может, у них не ахти какие данные, но поскольку в театре обычно два ведущих артиста, они "тянут" весь репертуар - танцуют через день, через два. А когда танцуешь раз в месяц, тяжело себя сохранить в форме.

- Сколько у вас партий на сегодня?

- Казанова, Паганини, Меркуцио в "Ромео и Джульетте", Джеймс в "Сильфиде". Сейчас поставили балеты Баланчина - там танцую первое па-де-труа в "Симфонии до-мажор". Еще очень много концертных номеров - "Видение розы", па-де-де всякие. В общем-то не могу сказать, что я много и сильно работаю. Но пытаюсь.

- А о чем-то мечтаете?

- Моей мечтой был Альберт в "Жизели" - и вот она сбылась наконец-то. Даст Бог, может, я ее на следующий год в Большом станцую. Вообще-то я сам пытаюсь смотреть более практично на свою работу - то есть что я сам на сегодняшний день могу. Мечтать - это абсолютно беспочвенно. Сейчас думаю о "Щелкунчике". В принципе, в театре шел о нем разговор, я уже и по технике готов станцевать эту партию. Мне очень нравятся музыка Чайковского и персонаж такой сказочный, добрый. Сейчас все мои мысли на него направлены.

- Планирование и искусство понятия малосовместимые. И все же вы планируете свою жизнь?

- Конечно. Не то чтобы я знаю все наперед. Просто надо двигаться, не стоять на месте. Был у меня такой промежуток, когда в прошлом году на международном конкурсе в Париже получил золотую медаль. Это была моя самая наивысшая мечта. И когда она сбылась, месяца два-три у меня не было никакой цели. Так я же просто не знал, куда себя деть! Работал, репетировал. Но без интереса. И понял: мне нужна следующая цель. Чтобы было куда стремиться. Иначе скучно жить.

- Какая у вас красивая фамилия - Гуданов. Это не псевдоним?

- Нет, что вы! Я родился в Москве. И мама с папой тоже москвичи. Но, к сожалению, более глубоких своих корней не знаю. И даже завидую тем людям, которые знают свои династии века хотя бы с восемнадцатого. Как пришел к балету? Однажды в розовом детстве увидел по телевизору балет "Щелкунчик" с Максимовой и Васильевым. Мама уже спала, а я на едином дыхании просмотрел этот спектакль, потом разбудил ее и спросил: "Мам, где этому учат?" Она и сама не знала. Но потом так сложилось, что я все-таки стал учиться балету, поступил в хореографическое училище, хотя это очень сложно, и не стесняюсь сказать, что при помощи протеже. Никогда не поверю, что туда кто-то попал без содействия. Я был в классе один из лучших учеников всегда - и по классике, и все данные у меня были, - а меня не брали в училище. Всякие мотивы выдвигали. Пока за меня не похлопотали.

- Я слышала, что после Челябинска вы едете в Бразилию.

- Да, там будет международный фестиваль танцев в Санта-Катарине. Я буду танцевать два па-де-де - "Талисман" и "Спящая красавица". А потом "Жизель" в муниципальном театре Рио-де-Жанейро. Мне предстоит танцевать с Сесилией Керчь - это звезда бразильского балета. Мы с ней не танцевали еще. А познакомились в прошлом году на кубинском фестивале. Я туда приезжал со Светланой Лунькиной и Екатериной Сергеевной Максимовой. Там были мировые звезды и среди них Сесилия Керчь. Она меня во время репетиции заметила, подошла, предложила порепетировать. Потом попросила мой адрес. И вскоре в Москву пришло приглашение станцевать с ней на фестивале... Вообще-то поездок так много, что мне бы хотелось подольше дома побыть.

- А кроме балета у вас есть увлечения?

- Пытался я себя направить в другое русло, но ничего не получается. Целыми днями в театре. Нельзя балет с чем-то совмещать. Поэтому я себе сказал, что сначала мне как артисту состояться надо. У каждого бывают переломные моменты, даже у сложившегося артиста, когда и балет надоедает. Люди срываются. И у нас в театре часто происходит такое, и в других. Берут отпуск, уезжают. Невозможно всю жизнь отдавать себя какому-то одному делу. Но по-другому нельзя в балете. Либо ты все отдаешь, либо ничего. Это даже не работа, а образ жизни. Думаешь о балете постоянно. Иной раз откроешь книжку, читаешь, а смысла не понимаешь. Словно наваждение... Я Рак по гороскопу. И очень соответствую своему знаку. Если во что-то вцеплюсь, то не отцепить. А с другой стороны, меня очень легко испугать, ранимый очень. Спрячусь в "ракушке", если меня человек обидит, и больше никогда в жизни свою душу ему не открою.

- Дима, вы свой гонорар за челябинский спектакль отдали в фонд акции "Жилье - актерам". А как обычно тратите зарплату?

- Сейчас трачу на евроремонт. Я затеял его в квартире родителей, потому что своей у меня пока нет. Очень люблю комфорт. И уже столько потратил, что, наверное, на эти деньги можно было новую квартиру купить. Очень красиво получилось. Трачу также на одежду. Своей семьи пока нет. Есть девушка. Но с нею у нас непростые отношения из-за моей профессии. Ей сложно понять мою занятость, мою усталость, нежелание вести светский образ жизни, ходить на тусовки. Ну, а у меня на первом плане моя работа...

Беседу вела Лидия САДЧИКОВА.