26-07-06
Анатолий ФЕДОРОВ
Увельский район
Недавно Увельский районный суд приговорил к четырем годам и семи месяцам содержания в колонии общего режима Ришата Зиннатова. Колония, конечно, не санаторий. Однако Ришат с назначенным сроком согласился и решение суда оспаривать не стал. А если он человек верующий, в чем есть большие сомнения, то должен бы каждый день Бога и судью благодарить за назначенный срок отсидки.
Так вышло, что тремя месяцами раньше городской суд Пласта назначал Зиннатову три года колонии строгого режима. И сидеть бы ему куда как в худших условиях, если бы не дерзкое покушение на свободу и деньги жителя Челябинска. Имя пострадавшего мы по понятным причинам изменили.
Знакомство с авторитетом
Это случилось два года назад на северо-западе Челябинска. В девятом часу вечера Валерию Смелову позвонили по домофону. Вчерашний знакомый предлагал спуститься на улицу, чтобы поговорить. Накануне с этим человеком у Смелова уже состоялся неприятный разговор. Незнакомец подкараулил Валерия и заявил, что его брат Геннадий еще в апреле взял у неких предпринимателей в Пласте тракторные катки, но с тех пор прошло больше трех месяцев, а деньги в сумме 200 тысяч рублей он все еще не отдал. Мол, это непорядок - Геннадию что, нужны проблемы? Ну, а на следующий день "доброхот", которым, как вы уже догадались, был Ришат Зиннатов, приехал, чтобы продолжить разговор о брате.
В июле в 20 часов солнце светит и люди по двору ходят. Не ожидая подвоха, Валерий вышел из подъезда, чтобы послушать визитера. У дома стояли белые "Жигули" с тонированными стеклами. Ришат Зиннатов пригласил его сесть на заднее сиденье: мол, не бойся, я же сижу рядом с водителем. Валерий послушался, и: через несколько часов они оказались в Пласте, в частном доме. Смелова, чтобы не сбежал, раздели и привязали к отопительной батарее.
Зиннатов с хозяином дома сели выпивать. По мере употребления спиртного похититель все больше грозил Валерию: "Отрежу уши, пытать буду утюгом и паяльником". Правда, не тронул. В пять часов утра пленника забрали и выехали в Увельский район. В тонированные "Жигули", кроме водителя Ложечникова и Зиннатова, сели еще двое неизвестных Смелову людей. По дороге скованному наручниками Валерию завязали глаза, сказали: "Не бойся, ты нам не нужен. Нужен твой брат". Видимо, решив подбодрить испуганного челябинца, Зиннатов сообщил: "Ничего личного. Просто ко мне предприниматели на поклон пришли, чтобы помог решить вопрос с деньгами". Собственно, мог бы и не объяснять.
Ехали поутру, когда на пути почти не было людей. Да кто бы и разглядел за тонированными стеклами человека с завязанными глазами, сидевшего между своими похитителями.
Повязку с глаз убрали только в подполе, куда Смелова спустили по приезду в незнакомое село. Наручники не сняли. Закрыли крышку на замок и для надежности положили на нее шлакоблоки. А сами уехали: сиди, мол, жди.
Смелов ждать не стал. Выбил ногами крышку подпола и вышел на улицу. Забежал в ближайший дом, спросил, в каком селе находится. Оказалось, его привезли в село Рождественское, в пустующий дом, в котором до недавнего времени жил брат Зиннатова Марат. В Увельский райотдел милиции Смелов в наручниках приехал на попутной машине.
Федеральный беглец
По данным правоохранительных органов, Ришат является криминальным авторитетом средней руки. Семь лет назад Пластовский городской суд за воровство приговорил его к четырем годам и восьми месяцам лишения свободы в колонии строгого режима. Едва освободившись, в ноябре 2003 года он со своим приятелем Ложечниковым обокрал в селе Борисовка квартиру. А еще через восемь месяцев их потянуло на более перспективное дело - похищение человека.
- Брат Валерия Смелова, как мы выяснили, у предпринимателей никакие тракторные катки в долг не брал. Все это выдумал Зиннатов, чтобы вытянуть из Смелова деньги, - рассказывает следователь Увельской прокуратуры Игорь Кутейников.
В качестве жертвы Смелова выбрали не случайно. Он экономист одного из известных предприятий Челябинска, поэтому требуемую сумму мог найти. Как бы развивались события, теперь трудно сказать. Можно лишь предположить, что лишили свободы, спрятав в подпол, Смелова не просто так, и легко бы он не отделался. Но замысел сорвался. Зиннатов лег на дно. Правда, скрывался не очень далеко. Судя по документам, в Троицке.
Взяли похитителя бизнесмена за ту самую квартирную кражу в Борисовке, и в марте городской суд Пласта приговорил его к трем годам содержания в колонии строгого режима. А когда "всплыла" история с похищением, Увельский районный суд под председательством Александра Винокурова с участием государственного обвинителя районной прокуратуры В. Копытовой добавили "криминальному авторитету" срок, но перевели на более мягкий, общий режим содержания. Курьез? Ничего подобного.
Нет жертвы - нет преступления
Южный Урал - не Северный Кавказ, но похищение и незаконное удержание людей с целью наживы у нас не редкость. Года два назад в Южноуральске один из предпринимателей использовал бомжей в качестве рабов. Кормил и держал взаперти, заставляя работать. Делом занялась прокуратура, а все закончилось, как говорится, полюбовно. Бомжи сами забрали свои заявления. В прошлом году там же, в Южноуральске, в частном погребе отсидела несколько дней девушка. И эта история закончилась без суда, поскольку в суд жертва идти не захотела.
На днях в одной из российских газет прочитал жуткую историю о современном рабстве в поволжской деревне. Новоявленному рабовладельцу с кавказской фамилией за незаконное удержание людей, похищение и издевательство над ними "припаяли": четыре года поселения. Два его близких родственника и соучастника отделались условной мерой наказания. За кражу судят крепче и наказывают строже, чем за покушение на свободу и поруганное достоинство человека.