26-08-97


"Умереть", чтобы не платить

Прорехи в законодательстве мешают налоговым полицейским эффективно бороться с мошенниками

Налоговые инспекции буквально завалены материалами о "мертвых" предприятиях. Этот сособ увильнуть от обязательной уплаты в казну составляет примерно треть всех налоговых преступлений, совершаемых в Челябинске. Почему он так популярен в криминальной среде? Что это за "мертвые души"?

Оперативники налоговой полиции предоставили информацию по этому вопросу. Но с оговоркой: не называть реальные имена и названия фирм. События еще продолжают раскручиваться, и полностью открывать карты рано. Все остальное имеет реальную основу.

Передо мной - учредительный договор общества с ограниченной ответственностью фирмы "Б". Данная фирма появилась на свет благодаря другой коммерческой структуре - АОЗТ "А", точнее последняя преобразовалась в фирму "Б", завершив свою деятельность, сдав в надлежащие органы свои официальные печати и юридически умерев.

Несколько мест договора заслуживают особого внимания. Итак: "...фирма "Б" является правопреемником АОЗТ "А", несет права и обязанности "А", возникшие до момента его преобразования, а также несет ответственность за нарушение им налогового законодательства в виде доначисленных налогов и штрафных санкций, выявленных в результате документальных проверок. "Ниже идет разъяснение, что данная процедура прошла с соблюдением всех правовых норм Гражданского кодекса.

Сумма долга между прочим, немалая - почти миллиард рублей. Поскольку этот момент оговорен, налоговая инспекция обращается в новорожденную фирму, принявшую налоговые грехи "родителя" на себя. Но...

В нашем конкретном случае руководитель АОЗТ "А" известил Курчатовскую налоговую инспекцию о том, что вновь созданная фирма "Б" имеет юридический адрес: Челябинск, улица Российская, дом 52а. При проверке выяснилось, что никакого объекта, напоминающего фирму, по этому адресу нет. Близлежащим постройкам уготована участь пойти под снос. Концы ниточки, ведущей к "Б", налоговая полиция надеется отыскать в ГНИ, где якобы зарегистрирована фирма. Инспектора отрицают: таких нет.

Единственной зацепкой для оперативников стали фамилии, фигурирующие в договоре учредителей. По паспортным данным удалось найти одного из них.

Для гражданки Ю. Ивановой (фамилия изменена) приход налоговой полиции был нежданным. А когда ей сообщили, что она является учредителем и главным бухгалтером фирмы с миллиардным долгом, - это вообще повергло ее в шок. Вот что она рассказала.

Главбухом "Б" она, разумеется, не была. Работала продавцом в киоске. Хозяева при трудоустройстве потребовали паспорт, а вернуть забыли. Когда пришло время увольняться, выяснилось, что он пропал. Пришлось обзаводиться новым.

Но паспорт исчез не бесследно. Именно его данные зафиксированы в учредительном договоре фирмы "Б". Вывод прост: ушлые руководители АОЗТ "А" каким-то образом приобрели утерянный документ и дали ему нужный им ход. Такой же путь проделал и другой паспорт. Его хозяин числился уже директором "Б". Владельца налоговые полицейские не нашли. Город Борзинск, где был выдан паспорт, на карте страны отсутствует.

Предполагаемого главбуха и директора просто-напросто подставили, используя их документы. На их месте мог оказаться любой - от потери никто не застрахован. К тому же сейчас все можно купить. У тех же бомжей аферисты заполучают паспорт за краюху хлеба. Потом он идет в преступный оборот. В данном случае на основе паспортных данных образовалась липовая фирма, на которую "скачали" свой крупный долг руководители "А". Те, кто стал фишкой в руках махинаторов, естественно, уплатить его не могут. А настоящие хозяева неуплаченной суммы юридически умерли. Миллиардная сумма так и не поступила в бюджет.

Главное - оформление вершится строго в рамках закона, в соответствии с официальным положением. Как пояснила заместитель начальника управления по регистрации Л. Гайсова, согласно положению достаточно пакета документов и заявления с просьбой зарегистрировать новое предприятие. Все это может предоставить один человек. Закон не оговаривает обязательное личное присутствие обеих сторон и уж тем более проверку паспортов и подписей на учредительных договорах.

- Мы же не органы дознания, - говорит Лидия Николаевна.

А что может налоговая полиция? При выяснении махинаций с чужими паспортами, подставными лицами, подделанными подписями на договорах она вправе отменить постановление о регистрации только после решения арбитражного суда. Но и тут преграда: на заседании суда должны присутствовать учредители фирмы, но мы-то знаем, что они - подставные. К тому же судебная тяжба отнимает много времени. Терять его, заранее зная исход, полицейские не могут. Кипы других дел обязывают их к действию.

Так что же, жулики так и останутся безнаказанными? Несмотря на вышесказанные трудности, у налоговых полицейских есть ключи к разгадке хитрых ребусов. И те, кто находится вне закона, узнают всю его строгость к непослушным. Главное: надо действовать по новым правилам.

Илья АНАНЬЕВ.

А