26-08-99


Страна "Параллелье"

Она поселилась в картинах художника-фантаста из Южноуральска Вадима Кузнецова

Знаменитая болгарская прорицательница Ванга, в отличие от остальных смертных, видела существа параллельного мира. Будучи совершенно слепой, она их наблюдала так же отчетливо, как я сейчас вижу на своем подоконнике расцветший красным цветком кактус. Ванга с этими невидимыми и неосязаемыми сущностями даже общалась, испрашивая у них совета по тем или иным земным проблемам.

Когда я об этом читал в одной из газет, сомневаясь в искренности столичного журналиста-повествователя, услужливое воображение рисовало перед глазами существа, одно фантастичнее другого. И надо же такому случиться, почти такой же параллельный мир, вызываемый воображением, я увидел на картинах южноуральского молодого художника Вадима Кузнецова - на больших полотнах, не замечая наших пристальных глаз, беззвучно копошится и стремительно летит в нескончаемом пространстве какая-то ирреальная жизнь.

- Не то обитатели других планет, не то какие-то биороботы? - все, что мог сказать при первом знакомстве с картинами. С этим недоуменным вопросом я обратился не к самому автору работ - Вадим куда-то уехал на целый день, а к его отцу, профессиональному художнику Виктору Ивановичу. Так получилось, может быть, даже и лучше. Виктор Иванович - пейзажист, то есть приверженец другой школы живописи, поэтому на работы сына глядит с собственной "колокольни".

- Правильней сказать, что перед нами образы, - комментирует Виктор Иванович. - Все это плод фантазии художника, но, возможно, кто знает, нечто подобное и существует на другой планете. Может быть, где-то рядом с нами, только нам не дано это видеть, как и им нас. Читали у Владимира Солоухина "Камушки на ладони"? Притча о прекрасной бабочке и безобразной гусенице - одна не может знать, что превратилась из гусеницы, другая - что станет бабочкой. Здесь то же самое. Вадим работает в жанре фантастики, использует технику графики. Его произведениям оценку давать мне не совсем пристало, потому что я отец, но что касается техники исполнения, использования форм, света и красок, выразительности рисунка, то тут Вадим выглядит состоявшимся художником, с собственными профессиональными приемами. Что есть то есть.

А с Вадимом мы встретились через несколько дней, и чтобы его подзадорить, вызвать на свободный разговор, персонажей картин называю ужастиками.

- Это не ужастики! - тут же реагирует художник. - У меня нет ни одного злого персонажа, все они добрые. Но только не походят на нас. Или - мы на них.

- Можно предположить, что ваши персонажи навеяны чтением об НЛО, пришельцах и прочем в этом роде. Или я не прав?

- Чтение подобной литературы, конечно, последствие имеет, - отчасти соглашается Вадим. - Но больше здесь совпадения, чем подражания чему бы то ни было. Это мое самовыражение, импровизации. Еще в школьные годы я страстно увлекался чтением фантастики, а затем - результатами научных исследований и открытий в физике, в мире элементарных частиц. Прочитал все доступные для меня книги по астрономии. Пробовал рисовать. Отец меня брал с собой на этюды, но пейзажи меня не интересовали. Воображение рисовало фантастический мир, поэтому все последующие годы создаю эти образы.

Вадим по профессии художник-оформитель, закончил Челябинское художественное училище. Там же, в училище, на четвертом курсе устроил свою первую в жизни персональную выставку "Кто они, ино-планетяне?", представив на обозрение более десяти работ. К этому подтолкнула и помогла преподаватель и талантливый художник Валентина Михайловна Ваксман. Как говорится, легкая рука у нее оказалась. После училища, работая с отцом в мастерской оформителем, в свободное время рисовал то, к чему больше лежала душа. И эти работы никому не показывал в течение нескольких лет, до времени. Недавно рискнул, и в городской центральной библиотеке устроил персональную выставку своих произведений. В зале интеллектуального чтения, где впервые увидели свет его пятнадцать работ, мы с Вадимом и находимся.

- Вадим, - говорю, - наверное, трудно изобразить кистью и красками рождающиеся в голове образы? И формы необычные, и фон, и свет мало похожи на земные, что-то все нереальное и в то же время притягательное.

- Трудность в том, что это нельзя увидеть в жизни, нет натуры, - отвечает. - Но я на все, что меня окружает, гляжу по-своему. Кто-то, глядя, скажем, на обои или голые стены, видит узоры, цветы и трещины в штукатурке, а я, часто непроизвольно, вижу во всем этом нечто другое. Так рождаются форма, типаж, а там дело доходит до эскизов. Начинаю работать с фоном, цветом, создаю среду, придумываю название своему произведению. Иногда образ создается быстро и законченно, на одном дыхании, а, бывает, над ним работаю очень долго. Чтобы создавать образы, надо в них вживаться и абстрактно мыслить. Это тоже трудно.

Чем дольше всматриваюсь в его работы, пытаясь вникнуть в их смысл и философию, тем больше верю своему чувству - в Южноуральске появился абсолютно самобытный, ни на кого здесь не похожий мастер кисти. Рискну сказать, пользуясь кое-какой информацией, что художников-фантастов, подобных Вадиму, нет и в рядом расположенных городах. Есть увлеченные импрессионизмом, авангардом, работающие в стиле сюрреализма, но нет или очень мало "чистых" фантастов. Видимо, рисование "нечто" увлекает лишь отдельных чудаков. Тем более для безработных художников, перебивающихся случайными заработками, шабашками, удовольствие это сейчас очень дорогое. Неизвестно для чего творить, не зная, будет ли когда востребован результат изнуряющего труда, - на это не каждый идет. Вадим, как я понял из нашего с ним разговора, в этом смысле полный бессребреник. Но будь моя воля, его работами украсил бы и кинотеатр, и торговое здание, и павильоны в парках отдыха. Они просятся именно туда. Впрочем, вкусы разные - одни предпочтут пруд с лебедями и румяный закат над голым лесом, другие в восторге от изображения яркого пятна на черном фоне.

- Вадим, - спрашиваю художника, - ваши картины вас не кормят, потому что вы их написали для души, а не на продажу, да и купят ли. Что впереди?

- Постоянного заработка не дает даже оформительство, так как практически не стало заказов. А чистое искусство и раньше не кормило, - говорит Вадим. - Есть у меня мечта: в совершенстве освоить кинетическое искусство, есть такое направление. Пробую. Думаю, получается.

Но это искусство, родственное скульптуре, широко известное в США, уже не из области параллельного мира. Хотя и тут все зависит от художника, от его видения жизни. Возьмет и создаст еще одну страну - "Параллелье".

Анатолий ЛЕТЯГИН.

(Наш корр.).

г. Южноуральск.