26-10-04
Виктор РИСКИН
Озерск
"Факел Бирмингема"
Первые трудности при организации "Камелии" начались с названия. Набросали пять вариантов, но при регистрации выяснилось, что четыре из них уже есть на городских вывесках. Осталось последнее, и этой последней была "Камелия".
- Да не помню, откуда взялось именно такое имя, - отбивается от наших вопросов Ольга Геннадьевна, - все вместе тогда придумывали.
Тогда - это 12 лет назад. Инженер-программист отделения N 1 МИФИ Ольга Морева, глядя, как предприимчивый народ подается в "чепэшники", стала подумывать о повороте собственной судьбы. Вот только не знала, в какую именно сторону повернуть. И тут сотрудник обронил, что его жена-художник окончила московскую текстильную академию, занимается росписью тканей и хочет организовать мастерскую.
Так две Ольги и познакомились - Ольга Морева и Ольга Сухорученкова. Вскоре к ним присоединилась сестра Моревой - Елена, занявшая на созданном предприятии должность главного бухгалтера. "Раскрутились" на удивление быстро. Да так, что спустя три года получили международное признание - приз "Факел Бирмингема", а с ним и предложение: съездить в город Бирмингем штата Алабама.
- Американцы всегда что-то придумывают, - рассказывает Морева. - На этот раз провели исследование с последующим вручением награды за успешное выживание в сложных условиях рыночной экономики России. Вот мы и попали в их поле зрения. Попали, скорее всего, потому, что много участвовали в различных выставках. На одной из выставок в Екатеринбурге ее директор нас и порекомендовала.
"Расписались" в Китае
Церемония награждения состоялась в Вашингтоне. Спонсировал поездку руководитель центра занятости Александр Цыкин. Не без дальнего прицела: Морева гарантировала, что людей для фирмы будет набирать большей частью среди безработных. Он же дал и первый кредит на развитие нового предприятия.
После Америки был Париж. Программа называлась "Московские художники - Парижу".
- Спросите, при чем тут мы? - улыбается Ольга. - Опять-таки благодаря выставкам и показам в Москве. Мы уже делали коллекции моделей одежды, то есть выступали не только в роли прикладников, но и модельеров. Побывали как в столице Франции, так и в других городах Европы. В 1997 году случилось турне по городам Болгарии, а в 2001-м "гастролировали" по Китаю.
Мы продемонстрировали свои глубокие познания и задали Ольге Геннадьевне "провокационный" вопрос: "Роспись по шелку является древнейшей прерогативой Китая. Как вы смотрелись на фоне изделий законодателя мод?"
- Мы тоже изучали историю батика, - корректно заметила Морева, - и обнаружили, что корни росписи в Индонезии, а не в Китае. Уже потом этим занялись китайцы как изобретатели шелка. В Россию техника росписи пришла из Европы в конце XIX века. И наши русские мастера привнесли свое в заграничную технику исполнения рисунка.
Нас заинтересовало русское направление.
- Это техника гутта, - просветила Морева. - Она предполагает использование резервирующего состава, состоящего из резинового клея и парафина. Им наносится контур рисунка. Этот контур является границей, которая не будет давать красителю смешиваться. А дальше уже все зависит от фантазии художника.
Корни успеха
Потенциальных конкурентов в Китае встретили достаточно приветливо. Выставку русских изделий оценили, а экспонаты нашли своих покупателей. И это в перенасыщенной расписными шелковыми тканями стране! Сколько за 12 лет прошло выставок, причем с неизменным успехом, Морева ни сказать, ни тем более подсчитать не берется. Откуда растут корни неизменного успеха? Неужто из: центра занятости, где собрались потенциальные мастера шелковых росписей?
- Мы брали не только безработных, - уточняет Ольга, - а всех желающих. Давали объявления о наборе на курсы обучения новой профессии. Брали больше, чем требовалось. После первых курсов отобрали четверых. Представляете, на четырех руководителей четверо работников! Потом, конечно, мы развивались, довели штат до 80 человек на постоянной основе и 45 совместителей. А поначалу оставались те, кто проявлял себя. Как проявлял? Талантом!
Руководитель "Камелии" озвучила пример Наташи Солиной:
- Сразу она никак себя не проявила, работала медленно, особой фантазией не блистала. Но мы не торопились с ней расставаться: было предчувствие, что человек себя еще не раскрыл. И не ошиблись в ожиданиях. Вскоре выяснилось, что Наташа обладает потрясающим качеством: она абсолютно видит и чувствует цвет. Это необходимо, когда заказчик, увидев понравившийся ему рисунок, просит повторить его один к одному. Вот тогда никто, кроме Наташи, с таким заказом не справится, поскольку невозможно подобрать те же самые оттенки. А вот у Наташи получается.
Таланты на потоке
В "Камелии" берется на заметку не только талант, но и весь комплекс планово-экономических показателей. И все начинается с оценки труда. Итоги подводятся за месяц. Учитывается количество изделий, а значит, и скоростные способности мастерицы, и, разумеется, качество. Безусловным лидером здесь является мастер росписи Ольга Добрина. Ее уровня никто не может достигнуть. Любая новая и тем более сложная работа отдается ей.
Кроме мастеров росписи есть группа работниц с не очень эстетическим названием - подшивальщицы. Они занимаются, казалось бы, незатейливым делом - подшивают края аксессуаров. Здесь надо пояснить: весь батик творится вручную. Никаких машинок! Тогда получается каждая вещь оригинальная, непохожая на другие. Подшивальщицы так должны заметывать края, чтобы никакой нитки и тем более узелка-шовчика не было видно. Как белошвейки-надомницы умудряются это делать, самой Моревой непонятно.
Основным направлением "Камелии" остается роспись по шелку и салон красоты, открытый шесть лет назад. Годы показали, что направление выбрано правильно. До Ольги Моревой никто в ближайшей округе не ставил на поток, по сути дела, искусство. Батиком занимались отдельные художники. "Камелия" же позволила тиражировать творчество и одеть в роскошные ткани не только буржуев и отечественных олигархов, но и обычных граждан скромного достатка.
Палантин в стиле джаза
В этом мы убедились, побывав в цехе, где несколько молодых женщин увлеченно расписывали натянутые на подрамники шелковые холсты. Не беремся передать словами эту невероятную роскошь цветов, полутонов и красок, фантасмагорию совершенных линий!
Однако на некоторых столах мы заметили изделия, которые, как бы это помягче сказать, проигрывали в изяществе своим соседкам: краски смотрелись излишне вызывающе, да и рисунок простоват: На наше замечание Ольга Геннадьевна нисколько не обиделась, а напротив, даже развеселилась.
- В принципе могу с вами согласиться, - улыбнулась Морева, - но мы тут ни при чем. Таково желание заказчика.
- Нельзя потакать невзыскательному вкусу, - строго заметили мы, - а непросвещенного, закостенелого заказчика надо перевоспитывать.
- Пытаемся, - с притворным смирением ответила Ольга, - но не настаиваем, иначе он уйдет к конкурентам. Увы, но таковы условия рынка. А воспитанием занимаемся на ежегодных семинарах, которые проводим для наших партнеров, и на самих выставках, где показываем и рассказываем, что такое хорошо, а что еще лучше. Заодно объясняем ценовую политику, обращая внимание возможных покупателей на затраты и трудоемкость ручной работы.
Разъяснения и сопряженные с ними достаточно скромные расценки на оригинальные изделия приносят свои плоды. Как уверяет Морева, каждая вторая женщина Озерска покрывает голову платком от "Камелии".
В батиках щеголяют не только озерчанки, но и достаточно известные личности. Например, режиссер Эльдар Рязанов (в кабинете Моревой висит фотография, где прославленный киномастер целует ей руку) носит кашне, подаренное "Камелией", мэр Москвы Юрий Лужков - галстук. А Ларисе Долиной в прошлом году Ольга Сухорученкова "нарисовала" в стиле джаза шикарный палантин, от которого певица пришла в восторг.
Работы фирмы оценивают не только покупатели и знаменитости. Были случаи, когда конкуренты из других областей выбрасывали свои товары под маркой озерского батика. Случались и криминальные происшествия, доказывающие, несмотря на драматичность ситуации, популярность изделий из Озерска: в одном крупном городе ограбили магазин. Утащили сканер и: несколько платков от "Камелии".
По словам Моревой, одно время появилось желание сменить название фирмы. Так бы это и случилось, если бы совершенно случайно не узнали, что в Японии цветок камелии символизирует успех в бизнесе. Ну а кто же по собственной воле позволит себе расстаться с таким символом?!