27-01-2000


Cлучайные заседатели

По новому закону их будут выбирать "методом тыка"

Сергей БЛИНОВСКИХ

Челябинск

Любому из нас закон гарантирует право вершить правосудие. Конституция обосновывает это право исчерпывающе просто, подчеркивая, что единственным источником власти (в том числе, разумеется, и судебной) в РФ является народ. Проще говоря, любому из нас дано право участвовать в судебном разбирательстве не только в качестве подсудимого или потерпевшего, истца или ответчика, но и в роли народного заседателя. Так было с первых лет Советской власти, и все последующие судебные реформы не изменили этого правила.

Большинство из нас, простых обывателей, весьма снисходительно относится к работе народных заседателей. Взоры непосредственных участников судебного процесса прикованы к судье - от него люди ждут вердикта, способного изменить чью-то судьбу: Однако, по признанию профессиональных судей, мнение народного заседателя часто оказывается далеко не последним при вынесении приговора или принятии решения по гражданскому делу. И если, к примеру, мнение обоих заседателей не совпадет с позицией профессионального судьи, последний просто обязан подчиниться их воле. Судебная практика знает немало таких примеров.

Что же ждет суды после вступления в силу с 10 января нового Закона "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ"? С точки зрения самого судопроизводства, новый закон, по словам председателя Курчатовского районного суда Челябинска и члена совета судей Челябинской области Владимира Хребтова, не меняет ровным счетом ничего. Суды будут работать, как работали раньше. Главный вопрос в том, что за люди придут в ближайшие месяцы на место народных заседателей.

По действовавшему до 10 января и нынешнему закону, народный заседатель - это не профессия и тем более не постоянное место работы. Быть народным заседателем любой из нас вправе только в течение пяти лет подряд, а исполнение сией почетной и ответственной обязанности закон ограничивает 14 днями в году.

Народными заседателями не рождаются, на них не учат ни в одном учебном заведении. Их выбирают. Главное отличие старого и нового законов - в принципе формирования корпуса народных заседателей. В "старые добрые" советские времена заседателей выбирали на собраниях жэков, на поселковых и деревенских сходах, по месту работы. Выбирали, как было принято, из числа самых "достойных и проверенных товарищей" по спущенной сверху разнарядке. Именно так около 10 лет пришли в суды ныне работающие народные заседатели.

Новый закон предлагает принципиально иную схему отбора.

- Общий список народных заседателей районного суда, - комментирует Владимир Хребтов, - должен будет сформировать соответствующий представительный орган местного самоуправления на основе списка избирателей района. При этом число народных заседателей определяется из расчета по 156 человек на одного судью районного суда. То есть, к примеру, на 14 судей Курчатовского суда должно быть отобрано 2184 заседателя на пять лет. После этого общий список должен быть утвержден законодательным органом субъекта Федерации.

Таким образом, народных заседателей определят по принципу случайной выборки. По сути, выбирать будут даже не живых людей, а графу в списке избирателей. К чему это может привести на практике? К тому, что в суды придут далекие от судебной практики и, возможно, даже нечистые на руку люди. Им наравне с профессиональными судьями предстоит участвовать в разрешении запутанных споров и многолетних судебных тяжб. В этом Владимир Хребтов видит главное несовершенство нового закона.

Депутаты Государственной Думы установили минимальные ограничения на право быть избранным народным заседателем. Так, ими не могут являться лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, признанные судом недееспособными, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах, а также чиновники, замещающие государственные должности категории "А" и выборные должности в органах местного самоуправления. К последним относятся, в частности, губернатор, председатель Законодательного собрания, судьи, главы городов или районов, получившие свои полномочия из рук избирателей. Таким образом, если вы не видите перед собой означенных ограничений и вам уже исполнилось 25 лет - прямая дорога в народные заседатели. Вот только каждый ли из нас захочет воспользоваться этим почетным долгом? И можно ли представить себе, к примеру, руководителя крупного предприятия и бомжа на месте народных заседателей? Первого никакой закон не может обязать оставить свой бизнес на две с лишним недели, а второму место не в суде, а в приемнике-распределителе.

Что это? Торжество демократии или досадный законодательный казус?

Владимир Хребтов не исключает возможности, что после фактического вступления в силу закона судам придется работать в очень тяжелых условиях.

Еще более пессимистичен прогноз народного заседателя одного из районных судов города:

- Закон не в пользу судов, - сказал он, попросив не называть свою фамилию. - Лично меня народным заседателем выбирали на сходе жильцов в жэке живые люди. Тех же, кто должен прийти на смену мне и моим коллегам, определят, не глядя на их моральные качества. В суды придут люди, которые абсолютно не знают этой системы. Не знаю, что об этом говорит старый закон о народных заседателях, но для меня это еже-дневная работа с 8 часов утра до 17 часов вечера. Более того, кроме своих прямых обязанностей мне приходится выполнять секретарскую работу, помогать судьям.

В этой ситуации бесперебойная работа судов будет зависеть от чиновников, которым будет поручено формирование списка народных заседателей. Подойдет он к этой процедуре формально - и суды встанут.

На днях председатель областного суда Федор Вяткин направил в адрес всех представительных органов местного самоуправления, городских и районных судов письмо с просьбой ускорить работу по формированию списков народных заседателей. n