27-01-2000
Лидия ПАНФИЛОВА
Челябинск
Начало новой программы в Челябинском цирке было ознаменовано чрезвычайным происшествием: во время генеральной репетиции в схватке за лидерство подрались три белых тигра. Стычка была настолько серьезной, что два четвероногих артиста оказались "на больничном". Пришлось срочно заменить их не анонсированными в программе морскими львами.
Вынужденная импровизация не испортила общего впечатления от новой программы. Она получилась по-настоящему яркой, праздничной, насыщенной интересными номерами. А ее гвоздем стали дрессированные голландские лошадки под руководством народного артиста РФ Сарвата Бегбуди. И уже упомянутые белые тигры, с которыми Сарват Митхатович выступает единственным в России. Когда эти царственные существа появляются на арене, возникает ощущение, что они пришли к нам из древнего мифа. Такими, наверное, были первые священные животные:
- Я приобрел их десять лет назад во время гастролей в Америке,- говорит Сарват Митхатович.- Тогда каждый из них стоил 40 тысяч долларов. Сегодня из той группы "в строю" остался один тигр, остальные - потомки тех первых "американцев". В природе белые тигры встречаются крайне редко, их родиной считается Индия, где они и были найдены в середине пятидесятых годов, а всего в мире их не более 160. Белый тигр - мечта каждого дрессировщика.
Наш разговор происходит в цирковой гримерной, где Сарват и Светлана Бегбуди отдыхают после выступления. Оба уже переоделись и пьют кофе. У Сарвата Митхатовича на груди уникальный кулон из когтя тигра. Оказывается - талисман. Дрессировщики, как и другие представители профессий, связанных с повышенным риском, - люди суеверные. Другая диковинка - огромный антикварный сундук, кажется, набитый чудесами и цирковыми историями. Наш фотокорреспондент Борис Каулин усадил на него супругов для того, чтобы сделать редкий кадр.
А я продолжаю интервью:
- У вас есть любимцы среди животных?
- Конечно. Любимые звери, как и любимые люди, есть обязательно. Обычно любишь животных, которые хорошо себя показывают во время выступления. Но, справедливости ради, скажу, что умные животные всегда будут находить лазейку, чтобы не работать. А те, кто лучше работает, обычно далеко не самые способные.
- А я люблю именно умных животных, - вступает в разговор Светлана Бегбуди.- Несмотря на то, что работать с такими животными действительно много труднее. Я испытываю к ним человеческое уважение и отношусь примерно так же, как один художник относится к другому художнику. Мы - партнеры, а значит, на равных.
- А какие чувства, по-вашему, испытывают к вам ваши тигры?- обращаюсь к Сарвату Митхатовичу.
- Разные. На арене они должны меня по меньшей мере уважать. Ну, а в вольере отношения неформальные: можно приласкаться, приветливо пофыркать друг на друга.
- Вы работали с жирафами, шимпанзе, носорогами, лошадьми, слонами. С кем было интереснее?
- Со слонами. Слон - интеллектуал животного мира. Если он что-то усвоил, то уже никогда этих навыков не забудет. Приведу вам пример. У моего отчима Юрия Владимировича Дурова, который помогал мне делать первые шаги в дрессуре, был слон, уже очень старый. Во время войны он делал популярный тогда номер "слон-парикмахер": на арену приглашался волонтер из зала, и слон начинал его мылить, брить бутафорской бритвой, а в финале окатывал водой из хобота к общему восторгу зрителей. Во время гастролей в Кишиневе срочно понадобилось реанимировать этот номер. И слон-ветеран за одну-две репетиции вспомнил события 15-летней давности настолько ясно, что уже на следующий день пошел работать в манеж. Вот такая у слонов память. Единственный их недостаток - паникерство. Один побежал - все побежали.
- Самые драматичные моменты в вашей практике?
- Я очень переживал потерю белой тигрицы. Она была необыкновенно красивой и чистоплотной, а кроме того дважды становилась матерью и прекрасно справлялась с этой ролью (многие тигрицы в неволе отказываются кормить своих малышей). И вдруг это животное заболевает. Вызвали врачей, стали делать эндоскопическое обследование. Но после наркоза тигрица не проснулась: подвели почки. Кстати, это самое слабое место белых тигров.
- А курьезный случай?
- Во время одного из представлений в Москве по сценарию полагалось, что некий отрицательный персонаж убегал за кулисы и там взрывался. А следом шли слоны. Во время представления кто-то перестарался, и взрыв прогремел такой силы, что слоны развернулись и убежали, причем не на свое место, а выломали двери и ворота и едва не выскочили на территорию Центрального рынка, который размещался рядом с Московским цирком. Потом десять дней я не мог вывести слонов в манеж.
- Как бы вы сформулировали свою школу дрессировки?
- Всякая дрессировка - это закрепление условного рефлекса. Здесь все очень индивидуально. Один идет к цели напролом, другой выбирает кратчайший путь. Когда я еще работал жонглером на лошади, у меня было животное, которое боялось шума оркестра. И как я свою лошадку к этому ни приучал, все было бесполезно. И тогда я перестал приучать, а стал просто затыкать ей уши.
Если же говорить о дрессировке в общем, то я многое взял от Дуровых, но в чем-то с ними и не согласен. Большое влияние на меня оказала западная школа дрессировки. У меня есть друг, немецкий дрессировщик Руди Эндерс, который раскрыл мне очень много секретов обращения с животными. У этого человека необычная судьба. В свое время он был у нас в плену и обожает русских. Кстати, именно он подбил меня на то, чтобы я взял голландских лошадей фриз и сделал с ними номер, который на протяжении месяца смогут видеть челябинские зрители.
- По-вашему, профессия дрессировщика будет развиваться или умирать?
- Есть такие опасения. Когда приезжаешь на гастроли за рубеж, у здания цирка появляются члены движения "Гринпис". Они не только ходят у касс с табличками, призывающими зрителей не смотреть представления, во время которого якобы мучают животных, но и приходят к дрессировщикам проверять, насколько гуманно они обращаются со своими питомцами. К счастью, я и дрессировщик Коля Павленко держим животных не в клетках, а в вольерах. Поэтому к нам обычно претензий не бывает. У меня есть даже что-то вроде благодарственной грамоты от "Гринпис" - уникальный документ.
Тем не менее в Швецию или Великобританию мне, как и другим дрессировщикам хищников, въезд заказан. Если, конечно, мы не переквалифицируемся на работу с собачками. Когда мы приехали в Сингапур, наш посол предупредил всех о том, что если кто-нибудь из нас ударит животное, никто не спасет его от двадцати лет тюремного заключения. Помнится, во время выступления звери в клочья разодрали дорожку на барьере, но я и бровью не повел:
Так что скорее всего со временем профессия дрессировщика будет видоизменяться. Но мне больше жаль другого. Например, у нас практически не стало дрессировщиков лошадей, жокеев. Почему? Трудоемко, не щекочет нервы, как выступление хищников, к тому же за границу практически не пускают. А ведь лошадь - умнейшее животное, работа с которым дает дрессировщику такой уровень мастерства, как ни одно другое животное. Лошадь - основа цирка, потому и арена круглая:Так же незаметно уходит из отечественного цирка клоунада. Словом, мне трудно загадывать, что именно ждет нас в будущем:n