27-02-01


Запахло дефицитом

Почему на прилавках становится все меньше импортной бытовой техники

В последнее время в торговле наблюдается странная картина. В магазинах, торгующих бытовой техникой, покупателей по-прежнему много, а вот количество аудио, видео и прочих благ сократилось. От интерьеров "Голованова и К", "Найфла" или "Рембыттехники" веет полузабытым словом "дефицит". "Стагнация рынка", - "изящно" выразился в беседе с корреспондентом "Челябинского рабочего" вялый менеджер торгового зала одной из фирм. Однако, несмотря на обилие заумных бизнес-терминов, внятно оценить обстановку менеджер не смог. Или не захотел. А оценивать тут в общем-то нечего. Любому обывателю понятно, что впереди новое повышение цен.

Во всем виноват "серый" импорт?

Поначалу происходящее объясняли новыми ставками ввозных таможенных пошлин, введенными с 1 января нынешнего года. Как сообщил "Челябинскому рабочему" заместитель начальника Челябинской таможни Юрий Бедов, размер пошлин действительно изменился, но, как ни странно, его не увеличили, а уменьшили. После чего таможенники просто были вынуждены усилить борьбу с так называемым "серым" импортом - когда под видом одного товара, облагаемого, к примеру, 10-15-процентными таможенными пошлинами, провозится другой, менее "доходный" для российского бюджета. Государство несет от этого страшный убыток, а торговцы, естественно, получают выгоду. "Серым" импортерам вот уже которую неделю приходится несладко - таможенники, как никогда тщательно, проверяют каждую партию ввозимых в страну товаров.

По словам сотрудника челябинской фирмы "Сатурн", которая уже перешла на новые "белые" цены, до сих пор стоимость техники в разных магазинах Челябинска была почти одинаковой, поэтому о конкуренции на рынке можно было говорить лишь условно. Сегодня разница цен в разных концах города составляет 20-30 процентов. Потребителю такая ситуация на руку, но "халява" продлится недолго. Уже в конце этой недели многие дилеры начнут торговать техникой, прошедшей "белую" таможню и соответственно подорожавшей. Постфактум подорожает и техника, ввезенная в прошлом году по "серым" накладным.

Прогнозы специалистов (а проще говоря, людей, имеющих не вполне официальный подход к таможне) мрачны: в недалеком будущем мелкие дилеры, выживавшие только за счет разниц сумм в таможенных декларациях, погибнут. На плаву останутся только крупные фирмы.

Однако одним жестким контролем за ввозом товаров пустоту наших прилавков объяснять не стоит. Торговцы реагируют не только на изменения в работе таможни, но и на новое глобальное повышение цен. Только наивные люди могут надеяться на то, что на фоне увеличившейся в полтора-два раза стоимости жилья, коммунальных услуг и продуктов импортные холодильники и телевизоры длительное время будут продаваться по прежним, предновогодним ценам. И без того мощные инфляционные ожидания в обществе усилило заявление вице-премьера Правительства РФ Алексея Кудрина о том, что с 1 марта Россия в полном объеме будет платить по своим внешним долгам.

Будем покупать российское?

Любой бизнесмен, держит в уме вариант, когда покупательская способность населения снизится, а цены на импортную продукцию, подскочат. Известная челябинская фирма "Найфл" уже год назад подыскала отечественных товаропроизводителей. И теперь, когда большинству челябинцев, к примеру, не по карману классный, но дорогой холодильник "LG", она предлагает российский аналог. "Найфл" не сомневается, что спросом у населения будут пользоваться холодильники "Мир", "Свияга" и "Позис", выпущенные на заводе в Казани.

Телевизоры "Садко", "Рубин" и "Горизонт" полностью российскими (и белорусскими) не назовешь. "Горизонт", хоть и показывает неплохо, но "виноват" в этом импортный кинескоп. Значит, и он подорожает. Как и российско-итальянский "совместный" холодильник "Стинол".

Отечество без факсов

Если импортным холодильникам и телевизорам можно найти более дешевую российскую замену, то с офисной техникой гораздо хуже: не производят в нашем Отечестве факсы, ксероксы, принтеры, сканеры и компьютеры. Их подорожание (по прогнозам - на 30 процентов) больнее всего ударит не по рядовому потребителю (ксероксы в квартирах нужны не каждому), а по организациям, остро нуждающимся в подобной технике. Особенно пострадают бюджетники - школы, высшие учебные заведения, НИИ и так далее.

Советы покупателю

n В создавшейся ситуации лучше всего не откладывать покупку стиральной машины или видеомагнитофона - можно успеть купить по "старым" ценам.

n Помните слова: "Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи". Приобретайте технику признанных производителей, не разменивайтесь на дешевые подделки.

n Обращайте внимание на сервисную политику фирм, торгующих бытовой электроникой, особенно на наличие скидок, на постгарантийное обслуживание. Вполне возможно, что купленный телевизор, что называется, "еще внукам будет служить".

n Скорее всего, для привлечения покупателя в новых ценовых условиях в челябинских магазинах будут чаще проводиться праздничные акции. Для вас это означает реальную скидку на товар.

n Не забывайте о рынке б/у товаров. Часто в газетах частных объявлений можно наткнуться на вполне приемлемую технику по низкой цене.

Материал подготовили Cергей КУКЛЕВ, Сергей КРАПИВИН, Иван СТАРШИНОВ