27-02-08


Георгий Гаранян: Первый раз замахнулся на классику!

Российский джазмен приехал в Челябинск, чтобы дать концерт и поработать над балетом "Синдбад"

Олеся ГОРЮК

Челябинск

Формальным поводом для приезда послужил концерт Гараняна вместе с "Виртуозами Москвы" в Челябинском театре оперы и балета. Струнный оркестр и альт-саксофон играют джазовые стандарты - мимо такого настоящие челябинские меломаны пройти не могли. "Виртуозы Москвы" - единственный струнный оркестр, умеющий свинговать", - объявил со сцены Георгий Гаранян. Похоже, в скором времени таких музыкальных коллективов должно стать как минимум два. Челябинскому оркестру предстоит научиться не только свинговать, но даже импровизировать (!).

Наша газета уже рассказывала о том, что в оперном готовится премьера балета "Синдбад". Это новый спектакль с оригинальной хореографией главного балетмейстера челябинского театра оперы и балета Валерия Кокорева. Аранжировку сюиты Римского-Корсакова "Шехерезада" выполнил Георгий Гаранян. Премьера намечена на 29 марта. По музыкальной части ожидается много интересного. Во-первых, в челябинский оркестр должны влиться джазмены из "Уральского диксиленда" Игоря Бурко. Во-вторых, оркестру Антона Гришанина предстоит потрудиться: партитура, присланная Гараняном, непроста. Георгий Арамович даже головой покачал, узнав, что первая скрипка в челябинском оркестре - женщина: мол, выдержит ли? Большая роль отведена барабанам: встречу Синдбада с туземцами будет сопровождать именно этот инструмент.

Что касается самого Гараняна, его трудоспособности можно только удивляться и завидовать. Георгию Арамовичу 73 года, причем, по его словам, "после 60-ти жизнь только началась". И это действительно так. Он возродил легендарный ансамбль "Мелодия", после 2000 года издал несколько компакт-дисков самой разной музыки: своих сочинений, аранжировки джазовых номеров и музыки советского кино. Гаранян необыкновенно мобилен: сам водит машину (пробег - 30 тысяч километров за последние пять лет), пять раз в месяц летает на самолете. Прекрасно разбирается в компьютере: во время нашего интервью Георгию Арамовичу позвонила его супруга Нелли Гаранян и стала жаловаться на неполадки в электронике. Гаранян по сотовому разобрался в проблеме, оперируя такими терминами, о которых мне не доводилось слышать. "Я же технарь по первому образованию - окончил станкостроительный институт", - улыбнулся саксофонист, поймав мой удивленный взгляд. А не так давно Гаранян удивил всех, став педагогом седьмой "Фабрики звезд".

- Георгий Арамович, внесите ясность: какова ваша доля участия в балете "Синдбад"?

- Музыка Римского-Корсакова длится 43 минуты. А в балете два раза по 43 минуты. Требуется привлечение другой музыки. В отношении своей работы я выбрал слово "редакция". Ни в коей мере не хочу, чтобы было написано, как "Бизе-Щедрин". В программке будет значиться: "Музыка Римского-Корсакова в редакции Гараняна". В "Синдбаде" 26 разных эпизодов. Естественно, 26 тем у Римского-Корсакова в "Шехерезаде" нет. Пришлось привлекать дополнительный материал. Сейчас не буду говорить, какой (пусть это будет сюрпризом), но все темы из Римского-Корсакова. Его музыка меня очень вдохновляет - гениальный композитор. Когда я первый раз столкнулся с тонкостями того, что он сделал, просто обалдел. Римский-Корсаков всегда считался мастером аранжировки, у него учился Стравинский - это о многом говорит. Книга Римского-Корсакова об инструментовке просто неподражаема, а глава "Финальные аккорды" может служить настольной книгой для мастера любого уровня.

- На какой стадии у вас сейчас работа?

- В клавире я все сдал. Очень много работы, вы себе не представляете. Партитуру я уже наизусть выучил. А вот с привлечением дополнительного материала были сложности. У Римского-Корсакова очень много национального, русского и украинского, материала. Этого в балете не нужно. Считаю, того, что я нашел, вполне достаточно.

- А джаз в балете будет?

- Обязательно. Потому ко мне и обратились. Изначально возникла идея перемешать жанры. Это сейчас модно и делается довольно часто. В чем вы могли убедиться на сегодняшнем концерте: струнный оркестр "Виртуозы Москвы" играет джаз. Хотя дело даже не в моде, а просто это интересно.

- "Синдбад" - ваш первый опыт аранжировки балета?

- Классического балета - первый. Я писал очень много музыки для эстрадного балета, но это совершенно другое. Первый раз мы замахнулись на классику в таком глобальном масштабе. В то же время именно формат "путешествий" Синдбада-морехода позволяет окунуться из классики в джаз и обратно. Делать классические и современные номера.

- Георгий Арамович, в своих интервью вы неоднократно крайне резко высказывались в адрес российского шоу-бизнеса. И вдруг пришли на "Фабрику звезд".

- Я пришел туда в качестве педагога. Почему нет? Хорошие молодые ребята. Считаю, что им дико повезло, потому что каждому уделили так много внимания. Видели, кто в педагогах там был? Представляете, рождается молодой человек. Вдруг ему говорят, что он талантлив, дают прекрасных педагогов. По-моему, неплохо.

- Но молодой человек еще должен доказать, что достоин такого аванса.

- Естественно. Но я верю в то, что из тех, кого прослушали братья Меладзе, они выбрали самых талантливых.

- Вам интересно было общаться с "фабрикантами"?

- Очень интересно. Все мои дети уже взрослые, в советах не нуждаются. Участники "Фабрики звезд" были мне как собственные дети, причем очень способные. Я постарался выявить, что может каждый из них. За то небольшое время, которое мы общались, я у каждого нащупал сильную сторону, и этот опыт был очень приятен для меня. Тишман уже выступал со мной в Московской консерватории. Сейчас у меня будет концерт в Московском доме музыки 27 марта, там будет выступать: как ее зовут?

- Дакота?

- Нет, другая девушка, черная. Корнелия Манго. Это тоже будет интересно.

- Но самолюбия у них, конечно, хоть отбавляй. Особенно у Дакоты.

- Дело в том, что Дакота очень творческий человек. Она ведь настояла на том, чтобы песни, которые она пела, были не Меладзе, а ее. Что противоречило внутреннему уставу "Фабрики". Я похвалил ее выбор, объяснил подробно, что мне понравилось в ее песнях. И до сих пор считаю ее одной из самых талантливых участниц. Конечно, есть проблемы в постановке голоса. Но они тоже могут быть решены. Ее самолюбивый характер, может быть, где-то и мешает, но мне кажется, больше помогает.

- А Марк Тишман?

- Готовый профессиональный артист, самый подготовленный из тех, кто был там. Мало того, в области джаза он проявил удивительную эрудицию. Знал такие вещи, которые не каждый музыкант-джазмен знает.

- Семь "Фабрик звезд" - это около 140 выпускников. Большинство кануло в неизвестность.

- Естественный отбор и абсолютно нормальная ситуация. Не всем суждено стать звездами. Между прочим, дальнейшая судьба ребят может быть не связана с теми местами, которые им присудили. Я предрекаю будущее Марку Тишману - тут даже и говорить нечего, это всем абсолютно ясно. А вот с остальными большие проблемы, многое они сами должны решить. Их водили за ручку три с половиной месяца, объясняли, что и как. Но они народ самолюбивый, у них есть свое мнение по каждому вопросу. Дальше за ручку водить никто не будет, особенно в таком жестоком мире, как шоу-бизнес.

- Что нужно человеку, чтобы стать большим артистом?

- Много чего, прежде всего труд. Конечно, если у тебя некрасивый голос, ничто не поможет.

- Наша классическая музыка столько дала миру, того же Римского-Корсакова. А российская эстрада ровным счетом ничего. Никто из наших артистов не стал успешным на Западе.

- Никто. Наши джазмены на Западе признаны гораздо больше. Это о многом говорит, в том числе и о культуре нашей страны.

- Есть ли шансы у российского шоу-бизнеса?

- Если все пойдет, как идет, то никаких.

- А чего недостает нашей эстраде?

- Прежде всего, знаний. Той массовой культуры, которая есть на Западе. Там же все годами развивалось, поэтому и появились мега-звезды. А у нас мега-звезды какие? В Челябинске это мега-звезда, но стоит ей отъехать 11 метров от границы - и она никто. Это говорит о том, что область шоу-бизнеса, несмотря на дикое количество денег, которое вращается в ней, абсолютно не развита. Посмотрите группы: там половина играть вообще не умеет. Ноты не знают. Когда их спрашиваешь, удивляются: а зачем ноты?

- Сами продюсеры говорят, что их бизнес - далеко не самый прибыльный.

- Наверное, нефть прибыльней. Но не всем дана возможность присосаться к трубе. Некоторым остается петь.

Георгий Гаранян российский джазмен, композитор и аранжировщик, дирижер, саксофонист. Ему первому из джазовых музыкантов было присвоено звание народного артиста России. В начале творческого пути Гараняна гнобили за джаз, причисляя к "длинноволосым стилягам в узких брюках". В то же время записи Гараняна во всю транслировали "Голос Америки" и Би-би-си. В начале 1970-х Гаранян возглавил ансамбль "Мелодия", ставший поистине звездным коллективом. Ансамбль работал в разных направлениях - от свинга до джаз-рока, с "Мелодией" сотрудничали Владимир Высоцкий, Альфред Шнитке, Давид Тухманов, Алла Пугачева, Андрей Миронов. В то же время Гаранян работал в качестве симфонического дирижера Комитета по кинематографии. Написал музыку более чем к 30 картинам. Из аранжировок Гараняна наиболее известны "Фантазия на темы песен Битлз" и "Аве Мария". Постоянный участник челябинского джазового фестиваля "Какой удивительный мир!"