27-02-98


На угольном фронте без перемен

А если точнее, перемены там происходят постоянно, но сумма и содержание отраслевых проблем не меняются

Это еще раз подтвердили парламентские слушания в Госдуме "О реструктуризации угольной промышленности России". Незадолго до них мы беседовали с челябинским депутатом А. Кузнецовым, поделившимся, как он от имени фракции "Яблоко" отстаивал интересы шахтеров при обсуждении госбюджета.

- Я предлагал передать угольщикам 3,5 миллиона деноминированных рублей из раздела "Сельское хозяйство и рыболовство", но аграрии и коммунисты эту поправку зарубили. Затем правительство пообещало 5 миллионов дополнительных ассигнований на мероприятия по безопасности труда...

В результате шахтеры опять получают крохи от бюджетного пирога. Хотя вроде бы Госдума уделяет их проблемам большое внимание - постоянно кто-то из регионов отстаивает в парламенте свои интересы, каждый за себя. Миф о шахтерской солидарности развеян временем реструктуризации. Как влияет она на положение в отрасли?

В какой-то степени проливают свет на это два документа, распространенные к парламентским слушаниям в кулуарах Госдумы. Думается, с некоторыми их положениями будет небезынтересно ознакомиться широкому кругу читателей, в первую очередь - угольщикам.

Письмо В. Черномырдина президенту американского Международного банка реконструкции и развития Д. Вулфенсону представляет собой отчет о выполнении рекомендаций кредиторов и обоснование необходимости очередного угольного займа.

Оказывается, "одним из главных принципов структурных преобразований в отрасли стала комплексная система социальной защиты увольняемых работников и создание новых возможностей для занятости в шахтерских городах и поселках".

Оказывается, "в шахтерских городах и поселках уже видны результаты реализации программ создания инфраструктуры содействия занятости и малому бизнесу". Может, где-то и видны, но не в наших угольных городах и поселках. А Виктор Степанович рапортует за всю Россию.

На фоне недавних трагедий в Новокузнецке и Воркуте шок вызывает утверждение о том, что "производственный травматизм снизился на 51 процент". Как надо было считать, чтобы получить такую цифру? Хотя, быть может, действительно травматизм снизился. За счет того, что еще несколько десятков шахт закрылись в прошлом году, и их показатели не вошли в статистику.

И так далее, в том же духе победных реляций. Четко сформулирована перспектива: "Цель правительства на 1998 год состоит в том, чтобы на конец года не менее 45 процентов общероссийского объема добычи производились угольными компаниями, акции которых не находятся в федеральной собственности (за исключением права "золотой акции")". То есть цель - тотальная приватизация прибыльных предприятий, уже не декоративная, и ликвидация убыточных.

Что происходит на пути к "великой цели", отчетливо видно из справки, подготовленной комиссией Госдумы, занимающейся проблемами угольщиков. Когда последовательно читаешь письмо Черномырдина и текст думцев, не можешь отделаться от ощущения, что речь идет о разных странах и отраслях, а не об одном и том же Росуглепроме.

Главный посыл второго документа - добычу угля в России сворачивать нельзя, это угрожает стратегической безопасности страны, потому что: "По оценкам западных экспертов, к 2010-15 годам мировая потребность в угле может вырасти почти в два раза и будет продолжать расти в связи с увеличением объема потребления электроэнергии и тепла, естественным истощением природных запасов нефти и газа... Западные экспортеры угля не скрывают своей заинтересованности в устранении нас с мирового рынка... Факты свидетельствуют о том, что одним из главных инструментов достижения этой цели является реструктуризация российской угольной отрасли".

А вот и некоторые факты, приметы времени реструктуризации: шахтеры по уровню зарплаты переместились с 3-го на 7-е место. Из-за несчастных случаев на предприятиях ежегодно гибнет 170-250 человек, травмируются до 13 тысяч, около 2 тысяч становятся инвалидами в результате профзаболеваний (только на закрытых шахтах зарегистрировано 19 тысяч инвалидов). Лишь треть высвобождаемых работников полностью и в срок получают выходное пособие. Консультации по трудоустройству на предприятиях, готовившихся к ликвидации, не проводились.

"У угольщиков наиболее высокие темпы снижения уровня господдержки. Доля средств на господдержку в федеральном бюджете снизилась за последние 4 года с 8 до 1 процента, тогда как остальные отрасли и ведомства дотируются практически на том же уровне и даже выше".

Теперь "о нас": "Критическое положение дел на Урале, где самый низкий уровень благоустройства жилья... Очень сложная ситуация в АО "Кизелуголь", "Челябинскуголь", где наибольшее количество ветхого и неблагоустроенного жилья".

Эти и многие другие факты - обратная, социальная сторона "медали" реструктуризации. Они опровергают декларации правительства о том, что при сворачивании производства "никто не забыт, ничто не забыто". Но раз западные кредиторы говорят "надо", значит, надо. Кто платит, тот и музыку заказывает. Задача исполнителей американского сценария реструктуризации в том, чтобы балансировать в предлагаемых обстоятельствах между поэтапным закрытием предприятий и полным обвалом отрасли, выжить в игре, где правила диктуются извне и все более ужесточаются.

Об этом, собственно, шла речь на парламентских слушаниях. По выражению одного из участников, заместителя начальника экономического управления "Челябинскугля" А. Пястолова, "было нормальное производственное совещание".

Посланцы регионов делились своими проблемами и предложениями. Заместитель министра топлива и энергетики Кожуховский, курирующий угольщиков, подчеркнул, что главное - рентабельная работа предприятий. Министр Кириенко обратил внимание на нерациональное использование средств господдержки. Все сообща пришли к выводу, что отрасль страдает от дискриминационного характера нынешнего налогообложения (проект нового налогового кодекса не лучше) и предложили правительству увеличить господдержку до 9,2 миллиарда рублей. Последнее вызывает большие сомнения, если вспомнить о тщетности многократных попыток шахтеров вырвать лишнюю копейку из казны.

Спустимся с московских государственных небес в родной регион. Пока в столице дебатировали о судьбах отрасли, в Еманжелинске схватились за головы от нежданного закрытия "Куллярской". Я спросила у Андрея Анатольевича Пястолова, почему шахту "приговорили" раньше намеченного срока?

- Да, в нашей региональной программе закрытие "Куллярской" намечалось на 1999 год. При условии, что в 1998-м мы получим госдотацию в 105 миллионов рублей под плановые убытки. Это было утверждено Чубайсом, но дотацию выделили всего 1 миллион! И что оставалось? Продолжать держать "Куллярскую" на убытках, а работающим прибыльно растить задолженность по зарплате?

Нет другого пути в экономике, как при отсутствии дотаций повышать рентабельность производства. Для "Челябинскугля" сегодня это означает удержаться на 6 миллионах тонн ежегодной добычи, не потерять потребителей, платящих за уголь, не за забастовки. И параллельно избавляться от побочных производств, пагубно влияющих на расходную часть нашего бюджета.

- Кроме шахты в этом году еще какие-то производства ждет сокращение или ликвидация?

- Все может быть. Но хочу, чтобы люди поняли: невыгодно нам закрывать шахты, снижать объем добычи. Идет реконструкция "Коркинской", заработала "Комсомольская", предполагается углубление Коркинского разреза. Перспективные предприятия мы стремимся сохранять и развивать, снижая издержки от вспомогательных служб и всего лишнего, что "ложится" на добычу. Все это заложено в программе реструктуризации "Челябинскугля". Была утверждена на МВК и социальная программа, но оказалась перечеркнутой отсутствием госдотации. Поймите, не наша вина, что в Москве вопрос ставится так: деньги выделяются только под закрытие шахт.

И опять вернулись к Москве, где неукоснительно следуют курсом реструктуризации. Его экономическая целесообразность находится в непримиримом противоречии с социальной опасностью. Нет оснований, учитывая вышесказанное, предполагать, что в нынешнем году противоречие сгладится.

Все будет, как было в последние годы. Угольщики вынуждены ударными темпами сворачивать "лишние" производства, а местные власти - протестовать и требовать денег для трудоустройства очередной партии безработных. Социальная напряженность в шахтерских городах сохранится. Надеяться на помощь правительства, стремящегося как можно скорее передать целую отрасль в частные руки, не приходится.

Аналитики из Госдумы констатируют: "Реструктуризация российской угольной промышленности носит форсированный характер. Ее продолжительность можно оценить периодом в 8-9 лет. За это время объем производства снизится примерно на 60 миллионов тонн. Высвободится 230-250 тысяч работников. Таких темпов не знала ни одна страна". Мы и в этом деле впереди планеты всей, но чувство гордости почему-то не охватывает потенциальных безработных с убыточных шахт.

Ирина КРЕХОВА.