27-02-98


Внедряться, внедряться и еще раз внедряться...

Мизерность зарплаты врачей давно стала излюбленной темой для анекдотов. Однако, кроме больничных проблем и низкого заработка, нынешних выпускников медицинских вузов подстерегает новая беда - скрытая врачебная безработица.

550 выпускников Челябинской медакадемии, по данным ГУЗО (государственного управления здравоохранения области), в прошлом году получили только 504 вакансии. Это ли не кризис перепроизводства специалистов? В свое время великая держава гордилась, что каждый второй врач Европы и каждый четвертый врач мира "сделан в СССР". В работе недостатка не было. Теперь же, когда нехватка медперсонала начинает ощущаться даже в предбаннике лечучреждения, главврачи предпочитают не брать новых специалистов, чтоб поделить свободные ставки между уже работающими и как-то поднять им зарплату. Естественно, многократно возрастает врачебная нагрузка, на больных остается меньше времени, а нервозность возрастает. Кроме того, отсутствие молодой врачебной поросли в конечном итоге приведет к тому, что после ухода на пенсию врачей первой и высшей категории дыры в штатном расписании придется затыкать еще необстрелянными юнцами. И здесь возникает новая проблема.

Безработным, по словам студентов, можно оказаться, даже не успев закончить образование. Очно-заочная больничная интернатура (т.е. постдипломная врачебная специализация), исходя из приказа Минздрава /} 217, переведена на договорную основу. Стоимость ее для выпускника, остающегося в городе, составляет два миллиона двести тысяч рублей. Для уезжающего работать в область - четыре миллиона двести тысяч (поскольку преподавателям ЧГМА, курирующим область, вуз не в состоянии оплачивать командировки). Без прохождения 11-месячной интернатуры выпускник медакадемии не имеет права и на пушечный выстрел подойти к больному. И в ряде случаев, если после шести студенческих лет ты все-таки хочешь закончить учебу и приступить к работе, - начинай искать спонсора. Зарплата стажера-интерна в больнице не превышает 240 тысяч рублей, и нужную для оплаты услуг вуза сумму невозможно скопить даже за год. В идеале все должно оплачивать лечебное учреждение, берущее интерна на работу, однако реально это происходит только тогда, когда в молодом специалисте заинтересованы... чрезвычайно.

Вот и выходит, что теперь студентам ЧГМА, начиная с первого курса, приходится устраиваться санитарами и махать по ночам лентяйкой не для возмещения недостатка стипендии, а для того, чтобы под стать Штирлицу заблаговременно внедриться в желанное лечебное учреждение. Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом.

Обстановка на сегодня малоутешительная. Из 530-550 выпускников 130 попадают в клиническую интернатуру. То есть проходят бесплатную стажировку и курс лекций при кафедрах медакадемии, располагающихся в клиниках города. Еще 25-30 могут сразу попасть в двухгодичную ординатуру и даже протоптать дорожку к аспирантуре. 70 интернов берет на себя ЧГМАДО (Челябинская государственная медицинская академия дополнительного образования), работающая при больнице Скорой помощи. Остается 300 неприкаянных. Проблему 125 интернов, оставшихся в городе, в этом году удалось решить. Плату за их дополнительное обучение перечислил Комитет по делам медицины при администрации города. Судьба 175 интернов в клиниках области до сих пор под большим вопросом. При выходе из отдела интернатуры ЧГМА мне встретилась мать одной из выпускниц медакадемии, приехавшая из Троицка. Больница, заключившая трудовой договор с ее дочерью, интернатуру оплачивать отказывается. В семье таких денег просто нет. Стало быть, полку квалифицированных безработных прибыло?