27-02-98
Недавно на глаза попался снимок молодого отца и двух маленьких ребятишек. В один прекрасный день он снял со стены охотничью двухстволку, приставил ко рту и на глазах детей нажал на курок. Ружье, по счастью, было заряжено мелкой дробью, и парень остался жив. С фотографии смотрит изуродованное лицо без носа и нижней челюсти. Она так и не срослась, сгнила, раздробленная на мелкие кусочки. Зачем стрелял, не понимает сам. Захотелось... Было на все наплевать. Однако сделать такое при детях, буквально забрызгав их своей кровью? Кто знает, какими катаклизмами отзовется это происшествие в их судьбе.
Феномен цинизма отца-самоубийцы можно объяснять какими угодно житейскими неурядицами, безденежьем, скандалами, изменой жены - но то, что произошло, сделал уже не человек, и тем более - не глубоко несчастный человек, а хорошо смазанный запрограмированный механизм, своеобразный продукт нашего времени.
Полку самоубийц все прибывает. Уже в 96-м году случаев суицида в области зарегистрировано много больше, чем произошедших убийств. Когда 15 - 18-летние юноши с неустоявшейся еще психикой лезут в петлю на почве несчастной любви, в страхе наказания за совершенное по глупости преступление или находясь в бегах от армии, это еще можно как-то понять. Но когда из окон многоэтажек начинают выбрасываться 90-летние старушки, в большинстве своем набожные и с детства знающие, что самоубийство - самый страшный грех, впору говорить о какой-то массовой истерии, полном безразличии к жизни и смерти. Болезнь? Интересно, что женщины подвержены ей гораздо меньше. То ли выручает сильно развитое природное начало. То ли врожденная чистоплотность. Врачи шутят: "Расскажи женщинам, что в момент смерти у них самопроизвольно очистится кишечник, и половина зреющих в их головах самоубийств никогда не произойдет". Психологи объясняют ситуацию абсолютно разной психической организацией противоположных полов. В момент наивысшего напряжения нервной системы у женщины включается вербальное полушарие головного мозга, отвечающее за речь. Горе, страх, боль - все моментально выходит на свет божий в крике. У мужчин - наоборот. Наиболее сильные эмоции включают механизм блокады вербального центра. И мы замыкаемся в себе. Перевариваем проблему внутри. Отчего у многих, попросту говоря, начинает "ехать крыша". В результате произойти может все, что угодно. Не только суицид. Часто бывает, что человек даже не может вспомнить, где находился и что делал в момент эмоционального напряжения. Очень просто - "накрутил" сам себя до предела, загнал в угол, после чего мозг дает сбой, отключается. Может быть и поэтому еще средняя продолжительность жизни мужчины в России почти на двадцать лет ниже женской. И составляет сегодня всего 54 года.
- Смертность сильно помолодела, - рассказывает начальник областного загса смерти Светлана Коршунова. - И не только за счет суицида. За 12 лет, что я здесь работаю, количество трагических смертей увеличилось более, чем в три раза. Сегодня больше трети всех зарегистрированных случаев смерти проходит через судебно-медицинскую экспертизу. Вследствие драк, дорожно-транспортных происшествий, алкогольной интоксикации. В реестре причин, вызвавших смерть, официально появилась графа о передозировке наркотиками. Но самое волнительное... Люди стали гораздо спокойней относиться к смерти близких. Сегодня многих больше волнует проблема, как достойно похоронить. И если видишь в глазах у пришедших к нам искреннюю печаль, то на душе становится лучше...
Спокойное отношение к смерти ближних тесно связано с готовностью к собственной. Студент института физкультуры Константин Л., подрабатывающий в частной охранной фирме, определил для себя это состояние как атрофию страха.
- Каждый раз готовлюсь к худшему. Работаю по ночам. Где-то глубоко, конечно, свербит мысль: ну вот за этим углом ждут, за этим. Рассчитывать можно только на себя. Поэтому если что, "воевать" готов до последнего. Один раз возвращался домой поздно вечером. Подошел ко мне человек, попросил закурить, взял сигарету. И тут у него в руке что-то щелкнуло... Не знаю, что со мной произошло. Но я его ударил. А когда он упал, оказалось, что вместо выкидного ножа в руке - большая пьезозажигалка. Конфуз вышел.
Девчонки видят проблему по-другому:
- Насмотришься по телевизору, какой кошмар кругом творится. Да еще фильмы одни - про убийц да маньяков. Вечером идешь ведро выносить - заранее вздрагиваешь. А если откуда-нибудь из темноты вдруг резко силуэт вынырнет - прямо оцепенение находит. Ни рукой, ни ногой пошевелить. А в голове пульсирует: "Ты жертва, ты жертва, ты жертва". Может быть, нас через телевидение на убой готовят?
Чтобы не ощущать себя жертвой - "тварью дрожащей", очень многие молодые люди правдами и неправдами стараются осесть в силовых и "околосиловых" структурах: милиции, ФСБ, охранных фирмах, бандитских группировках и религиозных сектах. По большому счету, особых различий между этими организациями нет. Каждая проповедует свою идеологию, дает уверенность в завтрашнем дне и чувство общности коллектива. А значит, хотя бы на время ограждает от страха и неуверенности в себе? Ограда эта, впрочем, весьма иллюзорна, о чем говорит определенный процент сводящих счеты с жизнью даже в среде работников правоохранительной системы. И если уж в милиции и армии появилась штатная единица психолога, куда деваться мирным обывателям?
Истерия суицида, пропаганда насилия, жестокости и ежечасной готовности к "самому худшему" затягивает. Обыватель "хавает" все, чем его потихонечку подкармливают собственные СМИ и зарубежные видеопомойки. И наверно, скоро уже "козленочком станет". А там уж и до стада бодливых козлов недалеко. Да, показывают подчас по "ящику" дрянь, но обязательно ли ее смотреть? А потом кричать на всех углах, что началась война, подключать депутатов, общественность, чтобы что-то запретить. Оно, конечно, легче, чем самому выключить телевизор.
Михаил Пинкус