27-02-98


Почему мы проиграли в Нагано

До вылета лайнера А-130 "Александр Даргомыжский" из аэропорта "Кансай" города Осака в московское "Шереметьево-2" оставалось еще полтора часа. Багаж сдан, Билеты зарегистрированы, улыбчивые и гостеприимные работники Оргкомитета XVIII зимних Олимпийских игр, доставившие российскую делегацию из Нагано в Осаку, отправились отдыхать. На последние иены сделаны мелкие покупки, огромный аэропорт обойден на два раза. Что делать? Начинается стихийный обмен мнениями о только что завершившейся последней Белой Олимпиаде ХХ века. Самый большой кружок собеседников собирается возле заслуженного мастера спорта, многократного чемпиона мира, Европы и Олимпийских игр хоккеиста Вячеслава Старшинова. Получается нечто вроде пресс-конференции...

- ...Это может прозвучать не очень патриотично, но чехи заслужили победу на Олимпиаде-98 больше нас, - говорит Вячеслав Иванович. - У них оказалась более сбалансированная команда, хоккеисты были заряжены на выигрыш каждого матча, а поражение от россиян в круговом турнире только добавило желания победить и заставило по ходу соревнований внести коррективы в игру. Но главное - у чешской сборной есть супервратарь Доминик Гашек, благодаря которому олимпийские чемпионы могли не беспокоиться о последнем рубеже обороны. Именно Гашек "вытащил" полуфинальную игру с канадцами, да и в матче со сборной России не дал развернуться нашим нападающим.

- Кроме того, Вячеслав Иванович, чехи очень строго играли в защите.

- Не то слово! Они применили формулу "один-четыре", цепко встречали соперников в средней зоне и "обстреливали" вратарей с дальних и средних дистанций. В матчах с хоккеистами НХЛ такая тактика полностью себя оправдала. Чехи выиграли исторический (во всех смыслах слова) олимпийский турнир. После столь сокрушительного поражения Национальная хоккейная лига вряд ли вновь захочет подвергать свой авторитет подобному испытанию. Разве что американцы в Солт-Лейк-Сити решат повторить успех Скво-Вэлли-60 и Лейк-Плэсида-80. Тогда и канадцам нечего будет делать. Но сборная Чехии, повторяю, совершила настоящий спортивный подвиг. Она победила лучших из лучших в североамериканском (а значит - в мировом) хоккее.

- Стоит заметить, что чешская команда ровно наполовину (11 из 22) состояла из игроков, выступающих в Европе-Швеции, Финляндии и Чехии, тогда, как сборные России, США, Канады были представлены только энхаэловцами.

- Важное замечание! Сборную Финляндии, кстати, тоже лишь наполовину составляли хоккеисты из североамериканских клубов. Но даже не это главное. В Нагано европейский хоккей испытал настоящий триумф. Ведь все три призера - сборные Чехии, России и Финляндии - представляют европейскую хоккейную школу, обогатившую, кстати, и Северную Америку. В Европе больше мысли на площадке, больше комбинаций, коллективной игры. В Америке - больше денег. Пока уровень жизни в России не приблизится к среднеевропейским стандартам, мы не сможем остановить отток талантов за океан.

- Вячеслав Иванович, а стоило ли тренерам сборной России летать в Канаду и Штаты и уговаривать "звезд" НХЛ выступить в Нагано? Может, лучше было бы сделать, как в Чехии и Финляндии, ставку на игроков РХЛ?

- К сожалению, уровень российского чемпионата вы видели в игре сборных Белоруссии и Казахстана. Крепкие команды, но не более того. Вас устраивает место сборной России в олимпийской восьмерке? У нас нынче была очень сильная дружина, может быть, сильнейшая за последнее десятилетие. А вот мотивации у этой суперсборной не хватило. Олимпийские игры - это особенные соревнования, не идущие ни в какое сравнение с чемпионатами мира, Европы, Кубками мира. Здесь нужно превзойти самого себя, прыгнуть выше головы. Очень многое зависит от главного тренера, от его умения найти нужные слова в общении с хоккеистами, которые зарабатывают в десятки раз больше него. Тарасовские и тихоновские времена, когда игроки трепетали перед тренером, прошли. К мультимиллионерам нужен особый подход.

- Вы хотите сказать, что у Владимира Юрзинова нужных слов не нашлось?

- Я хочу сказать, что нужные слова нашлись у Ивана Глинки (наставника сборной Чехии). "Хитрый лис" Иван, когда я еще выступал против него на площадке, всегда славился своим умением обвести тебя вокруг пальца. И тренер из него получился тоже отменный. А Владимир Юрзинов, во-первых, увидел всю команду в сборе только за три дня до старта на Олимпиаде, во-вторых, со сборной страны он прежде работал только в качестве второго тренера, а в-третьих, он никогда прежде не возглавлял команду, целиком составленную из игроков НХЛ, потому как трудится в Европе. Владимир Владимирович попробовал было прикрикнуть на одного хоккеиста по старой "совковской" привычке, а тот ему заявил: "Еще раз такое повторится - я уезжаю из Нагано". У Глинки подобных проблем, насколько я знаю, не возникало. Иван умеет работать с заокеанскими хоккеистами.

- Вячеслав Иванович, охарактеризуйте финальную встречу Россия - Чехия.

- Вы все видели, что в дебюте матча волновались игроки обеих сборных. Чехи справились с волнением быстрее наших ребят, когда почувствовали, что Гашек и в этот день вновь непробиваем. Наше счастье, что счет достойный - 0:1. Могло быть и больше. Я насчитал, по крайней мере, пять выходов "два-один" и "три-два" к нашим воротам. Соперники таких провалов в обороне не допускали. А судейство в финальной игре, мягко говоря, было не в их сторону. И если в полуфинале с финнами "поймал кураж" Павел Буре (пять шайб из семи командных), то в матче с Чехией такого лидера у сборной России не нашлось.

- А выход был?

- Закрывать обзор Гашеку и бросать по воротам издалека. Но это все - из области предположений. Финал-то уже состоялся. Мы - серебряные призеры. А канадцы и американцы вообще не попали в призовую тройку. Так же, как и шведы.

- Что нужно сделать, чтобы вернуть России звание сильнейшей хоккейной державы мира?

- Работать! Создавать в городах такие условия, чтобы хоккеисты не стремились убегать за океан и выступать в Северной Америке за любые деньги. Удалось ведь Чехии и Финляндии приостановить отток талантов в НХЛ. Их внутренние чемпионаты остались на прежнем уровне, тогда как российский заметно ослаб. Но я вижу положительные сдвиги и в России. Бедных клубов в РХЛ почти не осталось, за исключением двух-трех.

- А ветераны что-то могут сделать?

- Ветераны и делают. Скажу о себе. Я сейчас работаю над организацией "Школы Вячеслава Старшинова" - аналога "Теннисной академии Ника Боллетьери". Это будет что-то вроде интерната для хоккейных талантов из разных уголков страны, а может, и из-за рубежа. Планируется, что в "Школе Старшинова" будут учиться хоккейному искусству 50-60 юношей в возрасте от 12 до 22 лет. С родителями будем заключать контракты, чтобы они не соблазнялись на предложения заокеанских скаутов и агентов. И только когда парень превратится в настоящего мастера, его можно будет продать в отечественный или заграничный клуб за серьезные деньги. Это в идеале. Как получится в действительности - посмотрим.

- По-вашему, Вячеслав Иванович, российский хоккей выздоравливает после всех испытаний, случившихся с ним за последние годы?

- Выздоравливает. Конечно, не удалось избежать закрытия школ, подаривших миру многих великих хоккеистов. Но мы сохранили "Золотую шайбу". Будет возможность - приезжайте в марте на Всероссийский финал в Тольятти. Какие таланты растут в дворовых командах! Кроме того, я вижу, что правительство Москвы заинтересовано в сохранении детско-юношеского хоккея. Обещано построить в ближайшие годы десять крытых катков для муниципальных хоккейных школ. Да и клубы суперлиги понимают, что без детских учебно-тренировочных групп далеко не уедешь. А раз так, то перспектива у российского хоккея есть. Да, нам не удалось стать последними олимпийскими чемпионами ХХ века. Но есть шанс выиграть первое "золото" ХХI века...

Записал Борис Титов.

Нагано-Осака-Москва-Челябинск