27-03-98
Когда-то небезызвестный вертолетчик Мимино грезил большой авиацией. Сегодня впору подумать об авиации малой. С одной стороны, она становится все ближе и доступней - цена небольшого многоцелевого самолета сопоставима со стоимостью шестисотого "мерседеса". С другой стороны, ситуация с малой авиацией сложилась настолько печальная, что небо обезлюдело. На высотах до 900 метров (в радиусе действия малой авиации) в нем хозяйничают одни птицы - летай сколько влезет.
Самолетами сегодня торгуют оптом и в розницу. А покупают их уже, как выяснилось, не только миллионеры - для воздушных прогулок. В прошлом году миасский предприниматель, владелец пяти новеньких "Авиатик", предложил управлению сельского хозяйства области услуги по химобработке полей. Резонно рассчитал, что горючего "Авиатика" потребляет ровно столько же, сколько и трактор. Обработать самолетом за час можно до 60 гектаров. (Трактор за это же время в лучшем случае справится только с одним.) Да и урожай, не страдая от гусениц, как показывает статистика, возрастает на два-три центнера с гектара. Почему бы не помочь сельскому хозяйству с выгодой для себя? Исчезли "кукурузники" - свято место пусто не бывает. Появились даже фирмы-посредники, заключающие с колхозами договоры на химобработку угодий и потом подыскивающие летчиков.
Канули в безвестность такие сферы использования малой авиации, как экстренная медицинская помощь, патрулирование лесных массивов, газонефтепроводов и пассажирские перевозки. Еще десять лет назад из нашего аэропорта, дабы не трястись в поезде, можно было улететь в Чесму, Бреды, Октябрьское, Уйско-Чебаркульское, Тахталым, да мало ли еще куда... Кроме "Аннушек" таким извозом занимались и трехместные самолеты ЯК-12. А еще говорят, плохо жили!.. "Сообразили на троих самолет" - и вперед. Как-то раз довелось самолично лететь из Свердловска в Челябинск. Затратил на это удовольствие всего семь рублей и 45 минут. Удобно! Чем не новая ниша для подобных миасскому предпринимателю летчиков-одиночек?
Весь парк малой авиации принадлежит Челябинскому аэроклубу при областном совете РОСТО. Есть даже настоящий реактивный Л-29. Его берегут особо, так как больше десятка его собратьев уже представляют собой самолетное кладбище.
- Дело дрянь! Уходят летчики и инструкторы с почти двадцатилетним летным стажем, - рассказывает летчик-инспектор отделения авиации РОСТО Александр Анисимов. - Кто завтра будет пацанов учить летать - неизвестно.
Бюджетных денег хватает лишь на оплату услуг охраны Калачевского аэродрома. И все же на нищету здесь жаловаться не привыкли. До прошлого года, пока не вышел новый Воздушный кодекс, - летали, худо-бедно зарабатывали и на запчасти, и на ремонт техники, и на обучение по линии РОСТО курсантов-парашютистов.
Заказчиков на произведение летных работ - того же патрулирования лесных массивов или нефтепродуктовых магистралей - и сегодня хватает. Бензин, так тот вообще необходимо охранять круглосуточно. Воруют по всей трассе. Раскапывают трубопровод, сверлят отверстие, врезают кран и потом только приезжают с канистрами. Кроме того, приходилось участвовать в обнаружении и тушении лесных пожаров, эвакуации людей, розыске угнанных машин. Работа малых авиаторов своей актуальности не теряет.
Проблема в другом - новый Воздушный кодекс запретил аэроклубам заниматься какой-либо деятельностью, кроме обучения парашютному и летному делу курсантов. Вот и пришлось идти на поклон ко 2-му Свердловскому авиаотряду, отдавать в аренду свою технику, чтобы уже под юрисдикцией свердловчан продолжать работать и, стало быть, зарабатывать. Хозяева же моментально оказались во всей сфере услуг малой авиации монополистами. Отсюда и расценки - за один час работы самолета или вертолета они берут в нашей области в среднем две с половиной тысячи новых рублей. Отделение санавиации областной больницы платить такие деньги не может и потому пользуется теперь только наземным транспортом. Экстренные вызовы частенько поступают с окраин области, за шесть-семь часов пути...
Желающим приобрести самолет, скажем, на паях или артелью, можем сообщить: новых, сравнительно дешевых двух-трехместных машин существует более двадцати марок. Однако покупать необходимо только сертифицированную.
Начальную летную подготовку или переподготовку можно получить прямо в аэроклубе. Ну а дальше... Начинать, конечно, лучше смолоду. В 96-97-м первую летную практику в Калачево прошли 50 курсантов-пилотов Оренбургского кадетского корпуса. Этой весной, как только подсохнет полоса, аэроклуб начнет готовиться к приему кадетов-первогодок из ЧВВАКУШа. У них еще все впереди. Глядишь, подрастут, обзаведутся крыльями... и решат проблему малой авиации?
Михаил ПИНКУС