27-03-98
Если б Некрасов почаще всматривался в небо, то, наверное, признал бы, что весну к нам приносят совсем не ласточки. У человека же наблюдательного приближение весны сомнений не вызывает только тогда, когда на крышах появляются сезонные рабочие - промальпинисты, чистильщики кровли.
Забираются они на эту "верхотуру" задолго до прилета ласточек. И как бы готовят для них плацдарм. А отсутствие крыльев восполняют веревками, карабинами и другим необходимым альпинистским снаряжением. Работа - адская. Покатые - под сорок пять градусов - крыши старых многоэтажек в это время напоминают неправильно залитый каток. Устоять невозможно. А передвигаться приходится. Но только на длину веревки, которая, кстати сказать, почти все время "нагружена" весом альпиниста. Зацепиться на таких крышах можно только за стропильные балки или кирпичные трубы, надежность которых часто оказывается только кажущейся... Не забылся еще случай с молодым альпинистом, который слетел с крыши десятиэтажки, непрочно закрепив страховочный трос. А в прошлом году сорвались сразу двое. Зацепились страховкой за одну и ту же балку, а она оказалась подгнившей. В результате один получил сильные ушибы, другой повредил позвоночник и остался инвалидом.
И все-таки каждый год этот двух-трехнедельный ад вызывает бурю восторга не только у мальчишек, улюлюкающих на падающие "с неба" глыбы льда и снега, но и у самих "чистильщиков", открывающих весенний сезон.
- Это первый кусок хлеба после голодной зимы, - рассказывает бригадир промальпинистов Анвар Даушев. - Зимой, как медведь, сосешь лапу. Живешь на деньги, заработанные летом. Выход на крышу - праздник.
Анвар Даушев "в деле" с 82 года. Учился в ЧПИ, занимался спелеологией, и в конце концов увлечение перетянуло. Облазил почти все пещеры нашей горнозаводской зоны. Проходил маршруты пятой степени сложности на Западном Кавказе и в Средней Азии. Получил звание инструктора, а потом и бригадира в команде промальпинистов.
С началом лета он со своей бригадой начинает заниматься ремонтом металлоконструкций, перекрашивает ржавеющие остовы мостов, телерадиовышки, забирается на заводские трубы. Основной заработок дают те же дома - обновление фасадов, ремонт межпанельных швов. Дыры в них встречаются такие, что только диву даешься, как там люди живут. А все из-за тех же крыш. Не убери вовремя снег, и появляется опасность попасть под ледяной обломок (к примеру, на проспекте Ленина, где у домов практически нет "зеленой зоны" и тротуар находится прямо под коньком крыши). Главная беда, оказывается, в том, что вода начинает затекать в стены:
- Жильцам этого не видно, а то бы тревогу забили. В старых домах начинают гнить деревянные перекрытия. В новых, панельных, размываются швы. Дома портятся, начинают разрушаться. Как-то проводили ремонт 9-й школы, так там стены настолько прогнили и обветшали, что даже ухватиться не за что было. Пришлось забивать дыры железными листами.
Но почему-то заказов на "весеннюю" работу с каждым годом становится все меньше. Однако нет-нет да и услышишь еще над головой разудалые крики. Ухнет о мостовую глыба льда. И откуда ни возьмись повеет весной...
Михаил ПИНКУС