27-04-04
Нина ЧИСТОСЕРДОВА
Челябинск
Другой такой больницы в области нет. Каждый третий из ее пациентов старше 85 лет, а 149 уже перешагнули 90-летний рубеж. Но по комфортабельности, уюту и уровню оснащения она ни в чем не уступает бывшей обкомовской больнице, на базе которой действует вот уже десять лет. В последние годы в этой уникальной клинике много перемен: суперсовременные технологии, элитное оборудование, замечательные специалисты и принципиально новая система работы. Все это сделало челябинскую больницу одной из лучших среди 40 госпиталей страны.
- У нас в госпитале наблюдается около 10 тысяч человек со всей Челябинской области - ветераны Великой Отечественной войны и Афганистана, - рассказывает главный врач областного клинического госпиталя для ветеранов войн Дмитрий Альтман. - Конечно, большинство из них - люди пожилого и старческого возраста. Поэтому весь комплекс наших медицинских услуг приспособлен прежде всего для них. За два последних года выстроена четкая трехуровневая система реабилитации. Первый этап - это наша мощная поликлиника на 600 посещений. Здесь каждый день ведут прием врачи 28 специальностей. При этом огромный объем помощи мы осуществляем на дому, ведь каждый четвертый наш пациент не выходит за пределы своей квартиры. Поэтому ежедневно восемь машин со специалистами выезжают к пациентам на дом. Плюс объезд больных медсестрами, которые делают инъекции, перевязки, обрабатывают пролежни и т.д. 65 процентов всех процедур поликлиники делается дома.
Второй этап лечения - в госпитале, где у нас 200 коек. А затем санаторно-курортное лечение. Тесный контакт с управлением социальной защиты позволяет бесплатно долечивать ветеранов в санатории "Сосновая горка". Хорошая медицинская база, прекрасный ландшафтный климат создают замечательные условия для оздоровления. У врачей санатория с нашей кафедрой творческий союз, который позволяет достигать высоких результатов в лечении.
- какие уж результаты можно получить при лечении людей такого солидного возраста, у каждого из которых букет хронических болячек?
- А вы разве не знаете о средней продолжительности жизни челябинских мужчин? Вот именно, 57 лет! А практически все наши пациенты старше 80. Чья это заслуга? Конечно, наших докторов, системы качественной медицинской помощи.
- Почему же говорят, что для работы в госпитале не нужно быть особо квалифицированным специалистом, главное - доброжелательность и внимание к старикам?
- Это неправда! Сегодня у нас очень мощная научная база, которую возглавляет известный профессор, заслуженный деятель науки Светлана Теплова. На базе госпиталя работают шесть кафедр Челябинской медакадемии и УГМАДО. У нас сегодня 13 докторов и кандидатов наук, многие молодые врачи работают над диссертациями. Я сам занимаюсь научной работой. И лечим мы, между прочим, не просто рутинными процедурами - у нас очень много прогрессивных технологий. Каждый год наш коллектив внедряет до 100 новых современных методик.
- Расскажите, чем особенно гордитесь.
- В прошлом году мы приобрели офтальмолазерный комплекс, это последняя разработка американской фирмы "Иридекс" - их всего два в России. Учитывая, что болезни органов зрения в структуре общей заболеваемости наших пациентов занимают третье место, мы решили создать очень серьезную офтальмологическую службу. Ее возглавляет главный окулист области профессор Ирина Панова. Квалифицированные специалисты службы очень много занимаются профилактикой катаракты, офтальмолазерным лечением глаукомы, отслойки и дегенерации сетчатки. Об уровне их работы можно судить по тому, что в октябре прошлого года на нашей базе проходила российская конференция лазерных офтальмохирургов.
Еще одна наша гордость - отделение УЗ-диагностики и эндоскопии под руководством Ольги Лаврентьевой. Здесь работает еще один уникальный специалист - Елена Ермак, один из ведущих исследователей России в области заболеваний костной системы и опорно-двигательного аппарата. В прошлом году мы приобрели ультразвуковой аппарат эксперт-класса американской фирмы "Лоджик", разрешающие возможности которого в 5-6 раз превышают возможности обычных УЗИ. Что это значит? Мы видим кровоток мозговых артерий, ток эритроцитов в системе сонных артерий, атеросклеротические бляшки. Значит, можем предупредить инсульты, эмболии.
- сколько стоит обследование на "Лоджике"?
- Все, что есть в нашем госпитале, для ветеранов не стоит ни копейки. У нас собственная грязе- и водолечебница, великолепная физиотерапия, тренажерный зал, функциональная диагностика - все есть и все бесплатно. Больше того, за последние три-четыре года практически полностью поменяли медоборудование. У нас отличная материальная база. Палаты на двух - максимум трех человек. Наши больные не знают, что такое принести подушку или простыню из дома. Мы кормим пациентов четыре-пять раз в день на 43 рубля. Наша столовая на 180 мест ничем не отличается от хорошего кафе. И никто из дома сюда продукты не приносит. Таким положением дел мы, конечно, обязаны поддержке губернатора и его заместителей. Очень помогают нам и добровольные спонсоры. Благодаря им построен красивый забор вокруг больницы, на него нам дал трубы ЧТПЗ, его директор Александр Федоров, а директор "Кеммы" Владимир Горнов выделил кирпич. Фирма "Альтаир" подарила госпиталю два телевизора и бесплатно привозит фрукты к праздникам.
- В редакцию идет поток жалоб на отсутствие бесплатных лекарств. Откуда вы их берете?
- Получаем от гуманитарных структур Германии вот уже лет пять. Мы познакомились в Свердловском госпитале в перестройку, когда обстановка с медикаментами была просто катастрофической. Тогда свердловчан спасало германское общество помощи инвалидам войны в России. Мы пригласили его представителей к себе в госпиталь. Теперь тесно сотрудничаем, вся наша прекрасная мебель - кровати, тумбочки, маленькие холодильники - все это нам отправили немцы. А сколько инвалидных колясок из Германии мы бесплатно раздали людям! Но самая большая и весомая помощь - медикаменты. Понимаете, это ведь не те лекарства, которые мы здесь покупаем. Ни для кого уже не секрет, что от 20 до 50 процентов лекарств на российском рынке - поддельные. А мы получаем дорогие препараты европейского уровня. И видим по своим старикам, насколько они эффективны. Мы раздаем лекарства бесплатно. Ведь к нам приходит контейнер, в котором 5-10 тонн медикаментов.
- Как вы их растаможиваете?
- Вы себе не представляете, какой это адский труд! Мы груз оформляем на склад. Как минимум, три месяца весь наш коллектив сидит в подвале, разбирая, переводя и описывая полученный груз. Затем все эти огромные списки мы отправляем в Минздрав. Там их анализируют, дают рекомендации. И отправляют в комиссию по гуманитарной помощи, чтобы груз был признан гуманитарным.
Кстати сказать, в России только две больницы, наша и иркутская, правильно работают с гуманитарной помощью. Мне звонят коллеги со всей страны. Что делать? Как? Говорю: "Это как беременность - на девять месяцев. Нахлебаетесь по полной программе!"
- Но ведь за это время у многих препаратов кончится срок годности?
- Получив заветную посылку, мы начинаем со слезами оформлять бумаги на уничтожение бесценных сокровищ. Их везут на свалку, чтобы раздавить, а сзади идут толпы народа, чтобы собрать все оставшееся. Ведь это препараты из бундесвера, которые по гарантийным письмам можно использовать еще до двух лет. Но кто возьмет на себя такую ответственность?..
Знаете, иногда в сердцах хочется бросить все это - да гори оно синим пламенем! Но вот вчера опять звонили немцы, им тоже по 70, хотят помочь. Я не могу им сказать "нет"! Да и если я это скажу, с чем останутся пациенты госпиталя? Ведь на год соцзащитой им выделено на лекарства 4,5 миллиона рублей. В Челябинске на учете около 5000 ветеранов. То есть им достанется лекарств едва ли на 1000 рублей в год. А мы даем им гуманитарных препаратов на 1000 в месяц.